Фазы газораспределения двигателей мотоциклов М-72, М-35, М-75, М-76, ИЖ-350, К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»
Мотоцикл М-72. Автор фото Kora27, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Обычно для понимания сущности рабочего процесса, протекающего в цилиндре двигателя мотоцикла, предполагают, что впускной клапан и выпускной клапан закрываются и открываются в тот момент, когда поршень достигает верхней и нижней мертвых точек. В действительности период открытия впускных и выпускных органов газораспределения стремятся по возможности увеличить, чтобы улучшить наполнение цилиндра двигателя мотоцикла свежей горючей смесью и очистку его от отработавших газов, вследствие чего увеличивается мощность двигателя. Это станет понятным, если учесть, что клапаны открыты в течение тысячных долей секунды.
Моменты закрытия и открытия выпускных клапанов и впускных клапанов двигателя мотоцикла, а также окон (в двухтактных двигателях), выраженные в градусах угла поворота коленвала, называются фазами газораспределения.
В быстроходных четырехтактных двигателях мотоциклов, развивающих больше 4000 об/мин., впускной клапан открывается, не доходя до верхней мертвой точки (опережение впуска), а закрывается, пройдя нижнюю мертвую точку (запаздывание впуска). При этом поршень, хотя уже и движется вверх, свежая горючая смесь все же продолжает поступать в цилиндр по инерции.
Выпускной клапан двигателя мотоцикла также открывается с опережением и закрывается с запаздыванием. Здесь также используется инерция потока отработавших газов.
Таким образом, оба клапана в одном цилиндре двигателя мотоцикла в течение короткого периода времени открыты одновременно. Данный период, выраженный в градусах поворота коленчатого вала, называется периодом перекрытия впуска и выпуска.
Рис. 1. Диаграмма фаз газораспределения двигателей мотоциклов М-72, М-35, М-75 и М-76.
Фазы газораспределения двигателей мотоциклов могут изображаться в виде круговой диаграммы, называемой диаграммой газораспределения. На рис. 1 представлена диаграмма газораспределения двигателей мотоциклов М-35, М-72, М-75 и М-76. Как видно из диаграммы, длительность выпуска и впуска равна 348° поворота коленчатого вала. Для двухтактных двигателей мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва» и ИЖ-350 подобные диаграммы изображены на рис. 2.
При сборке двигателей мотоциклов нельзя забывать об установке газораспределения, под которой понимается установка распределительного вала относительно коленчатого, обеспечивающая необходимые фазы газораспределения. Практически для этого при сборке двигателя мотоцикла надо совместить метки, имеющиеся на распределительной шестерне коленчатого и кулачкового валов.
Рис. 2. Диаграмма фаз газораспределения двухтактных двигателей мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва» и ИЖ-350.