Назначение смазки двигателя мотоцикла
Мотоцикл ИЖ-49 во Владивостокском музее автомотостарины. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
В мотоцикле во время движения деталей между ними возникает сила трения, на преодоление которой затрачивается часть полезной работы двигателя. В то же время трение вызывает износ трущихся поверхностей. Объясняется это тем, что при самой тщательной обработке металлической поверхности нельзя придать ей абсолютно гладкое состояние. На поверхности остаются неровности — шероховатости (рис. 1). Эти неровности, задевая друг за друга, увеличивают сопротивление движению трущихся поверхностей А и Б и вызывают их износ. Однако даже при идеально гладких трущихся поверхностях происходит прилипание их друг к другу, создающее сопротивление движению. В этом случае при преодолении силы трения также происходит износ деталей (сухое трение).
Рис. 1. Неровности на трущихся поверхностях при большом увеличении.
Для предотвращения вредного влияния, производимого трением, между трущимися поверхностями вводится смазка, этим трение сухих поверхностей заменяется трением частиц масла (жидкостное трение). Введением смазки снижаются потери на трение. Масло, применяемое для смазки двигателя мотоцикла, уменьшает износ трущихся поверхностей, охлаждает их и удаляет продукты износа.
Чем больше скорости и нагрузки трущихся деталей, тем обильнее их нужно смазывать для того, чтобы избежать непосредственного соприкосновения неровностей трущихся поверхностей А и Б. Поэтому для создания масляной пленки на деталях двигателя мотоцикла, движущихся с большой скоростью и испытывающих большие нагрузки, следует применять для смазки достаточно вязкое масло, которое не будет выжиматься под давлением трущихся деталей. Однако вязкое масло хуже охлаждает трущиеся поверхности, а при этом масляная пленка может испариться. В интересах лучшего охлаждения трущихся деталей двигателя мотоцикла не следует для смазки стремиться применять чрезмерно вязкое масло.
При остановке вращающихся деталей масляная пленка выдавливается из подшипника, вследствие чего при пуске двигателя мотоцикла происходит наибольший износ его деталей. Для того, чтобы возможно уменьшить износ деталей, масло, применяемое для смазки, должно обладать достаточной липкостью, которая не позволит ему полностью выжиматься из подшипников остановленного двигателя мотоцикла.
Таким образом, масло, применяемое для смазки двигателя мотоцикла, должно обладать определенной вязкостью, сочетаемой с высокой охлаждающей способностью, липкостью, отсутствием механических примесей (песка, металлической пыли) и отсутствием химических примесей (кислот и щелочей). При сгорании масло не должна давать большого нагара.
Совокупности необходимых требований отвечают определенные сорта минеральных масел, добываемых из нефти.
Для смазки двигателей советских мотоциклов зимой раньше применялось масло АКп-5 (буква «А» обозначает, что масло автомобильное, буква «К» — кислотный способ очистки масла, а буква «п» обозначает, что в масле имеется присадка) или АСп-5 (буква «С» обозначает селективный способ очистки масла), а летом — АКп-9,5 или АСп-9,5. Цифры 5 и 9,5 указывают на вязкость масла, выраженную в единицах вязкости — сантистоксах (сантистоксы сокращенно обозначаются сст) при температуре 100 °C.
Вполне естественно, что зимой масло густеет, вследствие чего и следует для смазки двигателя мотоцикла применять менее вязкое масло и, наоборот, в жаркую погоду масло становится жидким, поэтому оно должно обладать большей вязкостью.
Основные физико-химические свойства автомобильных масел с присадкой, использовавшихся для смазки двигателей советских мотоциклов, приведены в табл. 1.
Показатели | АСп-5 | АКп-5 | АСп-9,5 | АКп-9,5 |
---|---|---|---|---|
Вязкость кинематическая при 100 °C не менее, сст | 5 | 5 | 9,5 | 9,5 |
Температура вспышки не ниже, °C | 170 | 185 | 200 | 200 |
Температура застывания не выше, °C | –30 | –30 | –20 | –20 |