Неисправности аккумуляторов и техническое обслуживание аккумуляторной батареи мотоцикла
Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Неисправности аккумуляторов
Для кислотных аккумуляторов наиболее характерны следующие неисправности: сульфатация, саморазряд, трещины в банке.
Сульфатацией называется процесс образования крупнокристаллического сульфата свинца в виде белого налета на пластинах аккумулятора. Причинами сульфатации являются: систематическая недозарядка, разрядка ниже допустимого предела, длительное бездействие аккумулятора в разряженном состоянии, оголение верхней части пластин и применение электролита повышенного удельного веса.
Сульфатация приводит к тому, что уменьшается активная поверхность пластин, а вместе с этим и емкость аккумулятора.
Наилучший способ предупреждения сульфатации состоит в систематической подзарядке аккумулятора и в поддержании необходимой плотности и уровня электролита.
Саморазряд может происходить при влажной или загрязненной поверхности аккумуляторной батареи, повреждении сепараторов, замыкании пластин осадками выпавшей активной массы и при применении загрязненного электролита.
Трещины в банках могут возникать при недостаточно плотном креплении аккумуляторной батареи на мотоцикле и при замерзании электролита.
Основные правила технического обслуживания аккумуляторной батареи
Почти во всех мотоциклах при неисправной аккумуляторной батарее нарушается работа зажигания и затрудняется дальнейшая эксплуатация мотоцикла. При надлежащем техническом обслуживании аккумуляторная батарея работает долго и надежно.
Одним из основных условий надежной работы аккумуляторной батареи является правильная подготовка ее к эксплуатации. Новую батарею заправляют электролитом пониженной плотности (1,120 при 25 °C) и оставляют на 4–6 часов. По истечении этого времени электролит пропитает пластины и уровень его понизится, тогда электролит доливают до нормального уровня (на 10–15 мм выше верхней кромки пластин), а аккумуляторная батарея ставится на зарядку. Первая зарядка аккумуляторной батареи производится током, вдвое меньшим нормального (т. е. указываемого заводом-изготовителем для аккумуляторной батареи данного типа). Конец зарядки определяется по бурному «кипению» электролита, повышению удельного веса его в среднем до 1,3 и повышению напряжения до 2,7 В на каждом аккумуляторе.
После первой зарядки производится разрядка и зарядка дважды током удвоенной силы против нормальной (10-часовой режим), в результате чего аккумуляторная батарея должна показать не менее 80% нормальной емкости.
Последующие зарядки аккумуляторной батареи производятся раз в месяц.
Для удаления сульфатации производят специальную зарядку, а для сохранения аккумуляторной батареи рекомендуется раз в три месяца проводить контрольно-тренировочный цикл, который состоит в полной зарядке батареи нормальной величиной тока до бурного «кипения», затем с перерывами через 1 час аккумуляторная батарея несколько раз вновь включается на зарядку током, вдвое меньшим, до тех пор, пока «кипение» не будет начинаться не позже чем через 2 мин. после включения на зарядку. Заряженную таким путем аккумуляторную батарею разряжают в течение 10 часов, подсчитывают емкость и после нормальной зарядки ставят на мотоцикл.
В зимнее время действие аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от температуры воздуха и степени заряженности.
В табл. 1 приведена зависимость удельного веса электролита от степени разряженности аккумулятора и температуры замерзания электролита.
Климатический пояс | Степень зараженности | 100% | 50% | Предельная разрядка | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
удельный вес | температура замерзания, °С | удельный вес | температур замерзания, °С | удельный вес | температура замерзания, °С | ||
1. Холодный | Зима | 1,31 | –66 | 1,25 | –50 | 1,19 | –22 |
Лето | 1,27 | — | 1,21 | — | 1,14 | — | |
2. Средний | Зима | 1,29 | –64 | 1,23 | –40 | 1,16 | –16 |
Лето | 1,27 | — | 1,21 | — | 1,14 | — | |
3. Жаркий | Зима | 1,27 | –58 | 1,21 | –25 | 1,14 | –12 |
Лето | 1,24 | — | 1,18 | — | 1,1 | — |
Уход за аккумуляторными батареями при эксплуатации заключается в следующем:
1. Обтирать насухо крышку, полюсные штыри и зажимы аккумуляторной батареи; после каждой поездки проверять крепление.
2. Следить за тем, чтобы зажимы были туго затянуты и смазаны техническим вазелином.
3. Проверять уровень электролита (рис. 1) и поддерживать его на необходимой высоте.
4. Не допускать разрядки аккумуляторной батареи, проверяя степень заряженности по плотности электролита.
Рис. 1. Проверка уровня электролита в аккумуляторе: 1 — стеклянная трубка; 2 — уровень электролита.
При включении аккумуляторной батареи в цепь нужно строго соблюдать полярность, т. е. правильно присоединять проводники к плюсу и минусу аккумуляторной батареи в соответствии с заводской инструкцией, надежно соединять провода зажимами, а в тех случаях, когда один из полюсов соединяется непосредственно на «массу» (к какой-либо металлической детали мотоцикла), обеспечить надежность этого соединения. Для определения правильной полярности аккумуляторной батареи можно использовать обозначения на полюсах или вольтметр постоянного тока.
При отсутствии вольтметра можно опустить два проводника, соединенные с полюсами, в сосуд с подкисленной водой, и тогда у проводника, соединенного с отрицательным полюсом, будет наблюдаться обильное выделение пузырьков. Другой простой способ определения полярности состоит в том, что проводники, соединенные с полюсами, прикладываются к свежесрезанной поверхности сырого картофеля, которая в месте соприкосновения с проводником отрицательного полюса потемнеет.