Общее устройство и основные механизмы мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350 и М1А «Москва»
Мотоцикл М72. Автор фото Michał Derela, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Мотоцикл представляет собой сложную машину, состоящую из большого количества деталей, которые в собранном виде составляют агрегаты, механизмы и приборы мотоцикла. В зависимости от назначения в мотоцикле различаются следующие основные агрегаты, группы механизмов и приборов:
1. Двигатель;
2. Электрооборудование;
3. Силовая передача;
4. Ходовая часть;
5. Механизмы управления.
В устройство двигателя мотоцикла входят кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы питания, зажигания, смазки и охлаждения.
В устройство электрооборудования мотоцикла входят источник тока (генератор и аккумуляторная батарея), приборы зажигания, освещения и сигнализации.
В устройство силовой передачи входят передача от двигателя, механизм сцепления, коробка передач, главная передача.
В устройство ходовой части входят рама, передняя вилка, задняя подвеска и колеса. У мотоцикла с коляской добавляется рама с кузовом коляски.
В устройство механизмов управления входят руль, ручной и ножной тормоза.
На рис. 1–5 изображены советские мотоциклы М-72, ИЖ-49, ИЖ-350 и М1А «Москва». На этих рисунках обозначены основные агрегаты, механизмы и детали мотоциклов.
Рис. 1. Общее устройство и основные механизмы мотоцикла М-72: 1 — рама; 2 — двигатель; 3 — карбюратор; 4 — выпускная труба; 5 — педаль ножного тормоза; 6 — педаль пускового механизма; 7 — глушитель; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — телескопический кожух задней подвески; 10 — заднее колесо; 11 — задний щиток; 12 — дополнительное седло; 13 — седло водителя; 14 — бензиновый бак; 15 — инструментальный ящик; 16 — резиновая подушка; 17 — пробка бензинового бака; 18 — руль; 19 — фара; 20 — передняя вилка; 21 — передний щиток; 22 — переднее колесо.
Рис. 2. Общее устройство и основные механизмы мотоцикла ИЖ-49: 2 — карбюратор; 1 — коробка передач и сцепление; 4 — рама; 3 — труба выпускная; 6 — щиток передний; 5 — колесо переднее; 8 — фара; 7 — вилка передняя; 9 — руль; 11 — коробка электроприборов; 10 — бензобак; 13 — щиток задний; 12 — седло водителя; 15 — колесо заднее; 14 — багажник; 17 и 18 — глушители; 16 — фонарь задний; 20 — педаль переключения передач; 19 — педаль пускового механизма.
Рис. 3. Общее устройство и основные механизмы мотоцикла ИЖ-350 (вид сверху): 2 — рычаг ручного тормоза; 1 — вращающаяся рукоятка, предназначенная для управления дроссельным золотником; 4 — маховичок рулевого амортизатора; 3 — рычажок воздушной заслонки (корректора); 6 — спидометр; 5 — маховичок бокового амортизатора; 8 — рычажок декомпрессора; 7 — рычаг сцепления; 10 — кнопка сигнала; 9 — переключатель ближнего и дальнего света; 12 — педаль для ножного переключения передач; 11 — пробка бензобака; 15 — рычаг для ручного переключения передач; 14 — педаль ножного тормоза; 13 — педаль пускового механизма.
Рис. 4. Общее устройство и основные механизмы мотоцикл М1А: 1 — двигатель с коробкой передач; 2 — выпускная труба; 3 — рама; 4 — переднее колесо; 5 — передний щиток; 6 — передняя вилка; 7 — фара; 8 — маховичок рулевого амортизатора; 9 — пробка бензинового бака; 10 — резиновая подушка; 11 — карбюратор; 12 — седло водителя; 13 — багажник; 14 — задний щиток; 15 — задний фонарь; 16 — заднее колесо; 17 — глушитель; 18 — щиток цепи главной передачи.
Рис. 5. Общее устройство и основные механизмы мотоцикла М1А (вид сверху): 2 — рычаг ручного тормоза; 1 — вращающаяся рукоятка, предназначенная для управления дроссельным золотником; 3 — маховичок бокового амортизатора; 4 — спидометр; 5 — предохранитель; 6 — замок зажигания; 7 — контрольная лампочка; 8 — рычаг сцепления; 9 — рычажок декомпрессора; 10 — кнопка сигнала, переключатель ближнего и дальнего света; 11 — педаль ножного переключения передач; 12 — педаль ножного тормоза.