Опережение зажигания на мотоциклах М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125 и М1А «Москва»

Опережение зажигания на мотоциклах М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл М-72. Автор фото Huhu Uet, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Сгорание рабочей смеси в двигателе мотоциклов М-72, ИЖ-350, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» происходит хотя и быстро, но занимает известный промежуток времени (несколько тысячных долей секунды). Поэтому, если искра в свече появится при положении поршня в верхней мертвой точке, то сгорание смеси начнется во время движения поршня вниз, давление на поршень будет меньше и мощность двигателя уменьшится.

Для того чтобы двигатель мотоциклах К-125, М1А «Москва», М-72, ИЖ-49 и ИЖ-350, отдавал наибольшую мощность, искра должна рабочую смесь воспламенить до того, как поршень придет в верхнюю мертвую точку, т. е. с опережением.

Однако опережение момента появления искры (опережение зажигания) должно быть ограничено в зависимости от условий работы.

Если опережение зажигания более необходимого, рабочая смесь будет сгорать до того, как поршень придет в верхнюю мертвую точку, при этом поршень получает обратные удары и мощность двигателя также уменьшится.

На мотоциклах М-72, ИЖ-350, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва» величина опережения зажигания находится в прямой зависимости от количества оборотов коленчатого вала двигателя мотоцикла, потому что с увеличением его возрастает скорость движения поршня, следовательно, уменьшается угол поворота коленчатого вала, на протяжении которого должно произойти сгорание рабочей смеси, хотя скорость сгорания ее остается почти неизменной. В результате, если опережение зажигания подбиралось для малых оборотов вала двигателя мотоцикла, то на больших оборотах рабочая смесь не успевает полностью сгореть, поэтому мощность двигателя понижается. При увеличении числа оборотов для более полного сгорания рабочей смеси увеличивается опережение зажигания.

Опережение зажигания выражают в градусах угла поворота коленвала двигателя мотоцикла либо в миллиметрах хода поршня по отношению к верхней мертвой точке и зависит от числа оборотов коленчатого вала и степени открытия дроссельного золотника.

При увеличении скорости движения мотоциклов ИЖ-350, М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 по прямой и легкой дороге необходимо увеличивать опережение зажигания, а с уменьшением скорости — уменьшать опережение. При движении по тяжелой дороге или на подъеме с увеличением открытия дроссельного золотника опережение зажигания следует уменьшать. Величина опережения зажигания устанавливается при выпуске мотоцикла с завода. Регулировка опережения зажигания производится вручную или автоматически.

Данные по заводской установке опережения зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва», ИЖ-49 и пределы регулировки приводятся в табл. 1.

Таблица 1 — Величина углов опережения зажигания мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, М-72, К-125 и М1А «Москва».
Марка мотоциклаВеличина постоянного опережения, устанавливаемого заводомПределы регулировкиСпособ регулировки
градусымм   от      до   всего
М-72–182+5°–40°35°Ручной
М1А «Москва»–284    
ИЖ-49 и ИЖ-350–91–9°–30°21°Автоматический

Раннее зажигание. Ручное управление опережением зажигания на мотоцикле М-72: 1 — кулачок прерывателя; 2 — основание; 3 — неподвижный контакт; 4 — рычажок прерывателя; 5 — трос; 6 — рычажок управления опережением на руле.

Рис. 1. Раннее зажигание. Ручное управление опережением зажигания на мотоцикле М-72: 1 — кулачок прерывателя; 2 — основание; 3 — неподвижный контакт; 4 — рычажок прерывателя; 5 — трос; 6 — рычажок управления опережением на руле.

Позднее зажигание на мотоцикле М-72

Рис. 2. Позднее зажигание на мотоцикле М-72.

Управление опережением зажигания рабочей смеси в двигателях мотоцикла М-72 (рис. 1–2) осуществляется при помощи манетки опережения зажигания, расположенной на левой стороне руля.

При повороте рычага (манетки) опережения к себе подвижный диск прерывателя с рычажком поворачивается в сторону вращения кулачка, удаляя тем самым рычажок от кулачка, и вспышка в цилиндрах двигателя мотоцикла наступает позже.

При повороте рычага (манетки) опережения зажигания от себя (вперед по движению мотоцикла) натяжение троса ослабевает и пружина поворачивает подвижный диск против вращения кулачка, тем самым приближая рычажок к кулачку, и момент размыкания контактов наступает раньше.

Для точной установки нужного опережения зажигания на диске прерывателя сделан прорез, в который вставлен эксцентриковый штифт.

При повороте этого штифта изменяется предельное перемещение подвижного диска в пределах 4°.

В двигателе мотоцикла ИЖ-49 регулировка опережения зажигания происходит автоматически, при помощи центробежного регулятора. Кулачок прерывателя установлен на втулке, которая насажена на конец якоря генератора и может повертываться на 15° относительно вала, одновременно вращаясь вместе с ним. Регулятор имеет два грузика, которые плоскими пружинами прижаты концами внутрь. Когда коленчатый вал двигателя мотоцикла ИЖ-49 вращается, то под действием центробежной силы концы грузиков расходятся в стороны и поворачивают кулачок (рис. 3). Контакты прерывателя начинают размыкаться раньше, и величина опережения увеличивается по мере увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя.

Предельный угол автоматической регулировки опережения зажигания равен 15°.

Принцип работы центробежного регулятора: слева — концы грузиков притянуты пружинами — двигатель мотоцикла не работает; справа — при работающем двигателе длинные концы грузиков регулятора расходятся в сторону (в зависимости от числа оборотов), пальцы на коротких концах грузиков находятся в вырезах фланца кулачка и поворачивают кулачок в сторону вращения, в результате чего он раньше набегает на рычажок; 1 — грузы регулятора; 2 — пружины (плоские) грузов; 3 — винты крепления регулятора; 4 — фланец кулачка прерывателя с вырезами для пальцев регулятора.

Рис. 3. Принцип работы центробежного регулятора: слева — концы грузиков притянуты пружинами — двигатель мотоцикла не работает; справа — при работающем двигателе длинные концы грузиков регулятора расходятся в сторону (в зависимости от числа оборотов), пальцы на коротких концах грузиков находятся в вырезах фланца кулачка и поворачивают кулачок в сторону вращения, в результате чего он раньше набегает на рычажок; 1 — грузы регулятора; 2 — пружины (плоские) грузов; 3 — винты крепления регулятора; 4 — фланец кулачка прерывателя с вырезами для пальцев регулятора.

В мотоциклах М1А «Москва», К-125 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин» опережение зажигания на ходу мотоцикла не может регулироваться. В этих мотоциклах предусмотрено постоянное опережение зажигания, величину которого, согласно инструкции, можно установить при регулировке момента зажигания (рис. 4).

Схема установки зажигания на мотоцикле: 2 — стержень для определения ВМТ; 1 — отверстие для декомпрессора; 4 — рычажок; 3 — неподвижный контакт прерывателя; 5 — кулачок.

Рис. 4. Схема установки зажигания на мотоцикле: 2 — стержень для определения ВМТ; 1 — отверстие для декомпрессора; 4 — рычажок; 3 — неподвижный контакт прерывателя; 5 — кулачок.