Преимущества и недостатки батарейного зажигания и зажигания от магнето, применяемых на советских мотоциклах

Преимущества и недостатки батарейного зажигания и зажигания от магнето, применяемых на советских мотоциклах

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Как видно из изложенного, обе системы зажигания имеют применение на мотоциклах. Объясняется это тем, что зажигание от магнето и батарейное имеют свои достоинства и недостатки, которые определяют области их применения.

По экономическим соображениям выгоднее батарейное зажигание, так как стоимость магнето значительно выше, причем требуется специальное приспособление для его установки на двигатель.

В отношении надежности преимущество имеет магнето потому, что все детали его находятся в общем корпусе, который легко изолировать от механических повреждений, воды, песка и т. п.

Ток в первичной обмотке катушки зажигания, а следовательно, и качество искры в обеих системах зависят от числа оборотов коленчатого вала двигателя.

В магнето с увеличением числа оборотов напряжение тока возрастает (напряжение в первичной обмотке магнето зависит от скорости вращения магнита), а на малых оборотах и при пуске напряжение и мощность искры уменьшаются.

При батарейном зажигании наблюдается обратное явление: первичная обмотка катушки зажигания питается от постоянного источника тока — аккумуляторной батареи и ток в ней зависит от времени, в течение которого замкнут прерыватель.

При малых оборотах коленчатого вала двигателя кулачок прерывателя вращается медленно и контакты прерывателя замкнуты дольше, поэтому ток в первичной обмотке успеет возрасти до наибольшей величины. С увеличением числа оборотов прерыватель размыкается быстрее и ток в первичной обмотке не успевает возрасти до наибольшего значения, поэтому магнитное поле вокруг первичной обмотки ослабнет и напряжение вторичной обмотки уменьшится, что вызовет ослабление искры. Если число оборотов коленчатого вала значительно возрастет, напряжение ослабнет настолько, что появятся перебои в работе двигателя.

Так, например, случается, когда у двигателя мотоцикла при подготовке к соревнованиям повышают число оборотов, а зажигание оставляют батарейное. При работе в нормальных условиях зажигание действовало бы безотказно, а после проведения подготовительных работ для участия в соревнованиях появились перебои. Отсюда следует сделать вывод, когда и какое зажигание целесообразнее применять. На дорожных мотоциклах при ограниченных оборотах коленчатого вала двигателя целесообразно пользоваться батарейным зажиганием, которое дешевле, лучше обеспечивает пуск двигателя, что особенно важно в холодное время года, и достаточно надежно в обычных условиях эксплуатации.

В спортивных и гоночных мотоциклах, двигатели которых развивают большое число оборотов, преимущество на стороне магнето.

Систему зажигания от магнето легче и надежнее можно герметизировать при подготовке мотоцикла к преодолению бродов на мотоциклетных кроссах.