Работа на автомотрисе и автодрезине в холодное время года. Техническое обслуживание двигателя ЗИЛ-130 и дизельного двигателя У1Д6-250ТК зимой

Работа на автомотрисе и автодрезине в холодное время года. Техническое обслуживание двигателя ЗИЛ-130 и дизельного двигателя У1Д6-250ТК зимой

Автодрезина ДГКу. Автор фото Diesellokophren, CC0, через Викисклад.

Работа в холодное время года на автомотрисе и автодрезине

В зимний период следят за температурой воды в системе охлаждения автомотрисы и автодрезины; при длительной стоянке воду сливают. Рекомендуется сливать воду, температура которой снизилась до 40–50 °C. В морозы в систему охлаждения заливают антифриз – жидкость, замерзающую при низких температурах (–40 °C, –65 °C). Антифриза заливают примерно на 3 л меньше, чем воды, так как при нагревании он расширяется больше в системе охлаждения. Температура охлаждающей жидкости tох для двигателей ЗИЛ-130 должна быть 80–90 °C, для дизельного двигателя У1Д6-250ТК 75–80 °C. При tox < 75–80 °C – жалюзи радиатора закрывают, а при tox > 80–90 °C открывают. Радиаторы закрывают утепленными капотами с клапанами. При движении автодрезины радиаторами вперед следует клапаны капотов закрывать.

Утепляют радиатор, топливный, водяной и масляный трубопроводы. Недопустимо попадание воды и грязи в топливный и масляный баки, так как в трубопроводах и отстойниках могут образоваться ледяные пробки. Применяют зимние сорта масел, для дизельного двигателя – зимнее дизельное топливо.

Постоянно следят за состоянием тормозных колодок: примерзание их к колесам недопустимо. Машинисты (водители) периодически проверяют работу тормозной системы, при выезде из гаража автомотрису (автодрезину) не ставят на тормоза, чтобы не примерзли колодки к колесам. По окончании работы автодрезины продувают пневматическую систему тормозов.

Запрещается выезжать на перегон при сильных снежных заносах, препятствующих движению. Для продления срока работы аккумуляторной батареи в зимних условиях рекомендуется перед включением стартера повернуть двигатель вручную специальной рукояткой. Плотность электролита зимой должна быть 1,27–1,31 у заряженной и 1,16–1,18 у разряженной батареи. Если для автомотрисы (автодрезины) нет гаража, по окончании работ необходимо слить жидкость из системы охлаждения.

Работа на автомотрисе и автодрезине в холодное время года

Рис. 1. Работа на автомотрисе и автодрезине в холодное время года.

Техническое обслуживание двигателя ЗИЛ-130 при работе в холодное время года

Перед пуском двигатель автомотрисы (автодрезины) в зимнее время нужно прогреть. Клапан термостата у непрогретого двигателя будет препятствовать поступлению в радиатор охлаждающей жидкости и появится опасность замерзания в радиаторе жидкости. Термостат удалять из системы охлаждения двигателя запрещается.

Для прогрева двигателя в систему охлаждения через радиатор заливают воду, нагретую до 90–95 °C; спускные краны должны быть открыты. Воду наливают до тех пор, пока она не начинает вытекать из всех кранов. Тогда краны закрывают и систему охлаждения заполняют горячей водой. Цилиндры двигателя прогревают в течение 3–5 мин.

В картер двигателя автодрезины и автомотрисы заливают масло, нагретое до 80–90 °C, но не выше 120 °C. Во время морозов в систему охлаждения заливают антифриз. Для прогрева двигателя не допускается применять паяльные лампы, открытый огонь. Если для автомотрис (автодрезин) не предусмотрены гаражи, рекомендуется оборудовать их электрическим подогревом.

Запрещен пуск и работа двигателя ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин в кратковременном режиме после того, как произведен слив охлаждающей жидкости, с целью удаления ее из системы, так как это может стать причиной разрушения резиновых уплотнительных колец, гильз цилиндров, прогоранию прокладки головки блока, выпадению седел клапанов, короблению головки из алюминия. После того, как жидкость полностью слита, краны оставляют открытыми перед стоянкой. Во время сильных морозов радиатор утепляют при помощи теплого тента.

Техническое обслуживание дизельного двигателя У1Д6-250ТК при работе в холодное время года

При температуре наружного воздуха +5 °C и ниже для облегчения пуска дизельного двигателя У1Д6-250ТК автомотрисы и автодрезины систему охлаждения и смазки заправляют подогретым маслом и водой. Перед заправкой водой открывают спускные краны радиатора и клапан водяного насоса. В систему охлаждения заливают 3–4 ведра воды, подогретой до 60 °C, а затем до 80 °C до тех пор, пока горячая вода не пойдет из спускных кранов и корпус водяного насоса не прогреется. После этого закрывают краны и систему охлаждения дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы) заполняют горячей водой.

Масляный бак наполняют маслом, нагретым до температуры 80–100 °C.

Для прогрева маслопровода и картера дизельного двигателя прокачивают масло ручным насосом в течение 3–4 мин при 40–50 полных ходах в 1 мин.

Если перед пуском дизельного двигателя У1Д6-250ТК автомотрисы (автодрезины) система охлаждения и смазки была заправлена холодными водой и маслом, их нагревают до температуры +40 °C с помощью специального подогревателя.

Производить пуск дизельного двигателя У1Д6-250ТК стартером в зимних условиях от аккумуляторных батарей, находящихся в холодном состоянии, не рекомендуется.

Схема охлаждения дизельного двигателя У1Д6-250ТК: 1 – ручной насос; 2 – радиаторы; 3 – воронка заливная; 4 – термостат; 5 – водяной насос; 6 – отопитель кабины; 7 – котел подогрева воды; 8 – теплообменник гидропередачи; 9 – кран

Рис. 2. Схема охлаждения дизельного двигателя У1Д6-250ТК: 1 – ручной насос; 2 – радиаторы; 3 – воронка заливная; 4 – термостат; 5 – водяной насос; 6 – отопитель кабины; 7 – котел подогрева воды; 8 – теплообменник гидропередачи; 9 – кран.

Система смазки дизельного двигателя У1Д6-250ТК: 1 – радиатор; 2 – термометр; 3 – манометр; 4 – маслопровод; 5 – бак масляный; 6 – насос ручной; 7 – кран-тройник; 8 – масляный резервуар; 9 – масляный насос; 10 – кран

Рис. 3. Система смазки дизельного двигателя У1Д6-250ТК: 1 – радиатор; 2 – термометр; 3 – манометр; 4 – маслопровод; 5 – бак масляный; 6 – насос ручной; 7 – кран-тройник; 8 – масляный резервуар; 9 – масляный насос; 10 – кран.

Обслуживание двигателя

Рис. 4. Обслуживание двигателя.