Регулировка клапанов двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76

Регулировка клапанов двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76

Мотоцикл М-72. Автор фото DALIBRI, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

В двигателях мотоциклов М-72, М-75, М-76 во время работы клапаны нагреваются и удлиняются их стержни. Поэтому между регулировочным болтом толкателя и стержнем клапана оставляют тепловой зазор. Если не будет этого зазора, клапаны закрываются неплотно, нарушаются фазы газораспределения и нормальное протекание рабочего процесса двигателя мотоцикла. Кроме того, при этом может погнуться стержень клапана. Если тепловой зазор чрезмерно велик, то клапаны открываются не полностью, и опять-таки нарушаются фазы газораспределения. При этом клапаны стучат. Для двигателей мотоциклов М-75, М-76 и М-72 наибольшую мощность можно получить только при верно отрегулированных зазорах клапанов.

Регулировка зазоров клапанов на двигателе мотоцикла М-72

В двигателе мотоцикла М-72 зазор должен составлять 0,1 мм. Вследствие того, что детали газораспределения изнашиваются, что также вызывает увеличение зазора, его следует проверять через каждые 500–1000 км.

Для мотоцикла М-72 регулировку зазоров нужно производить на холодном двигателе следующим образом: отвинтить винт 5 (рис. 1), снять крышку клапанной коробки 4 и провернуть коленчатый вал до тех пор, пока полностью не закроется впускной клапан. В это время между регулировочным болтом выпускного клапана и толкателем будет иметься зазор, который проверяют щупом 1. Если зазор не соответствует данным заводской инструкции, то нужно ослабить контргайку выпускного клапана и, вывинчивая или завинчивая регулировочный болт, добиться нужной величины, после чего законтрить регулировочный болт выпускного клапана контргайкой. После этого опять провернуть коленчатый вал двигателя мотоцикла М-72 до тех пор, пока начнет подниматься выпускной клапан, т. е. до того момента, когда исчезнет зазор между выпускным клапаном и регулировочным болтом. В этом положении таким же путем нужно отрегулировать зазор впускного клапана двигателя мотоцикла М-72.

Регулировка клапанов двигателя мотоцикла М-72: 1 — щуп; 2 — прокладка крышки клапанной коробки; 3 — ключ; 4 — крышка клапанной коробки; 5 — винт крепления крышки клапанной коробки.

Рис. 1. Регулировка клапанов двигателя мотоцикла М-72: 1 — щуп; 2 — прокладка крышки клапанной коробки; 3 — ключ; 4 — крышка клапанной коробки; 5 — винт крепления крышки клапанной коробки.

Регулировка зазоров клапанов на двигателях мотоциклов М-75 и М-76

Регулировка зазоров в верхнеклапанных двигателях мотоциклов М-75 и М-76 производится следующим образом: снимают крышку головки цилиндра 2 (рис. 2), затем путем проворачивания коленчатого вала устанавливают поршень в верхнюю мертвую точку конца такта сжатия. Определение положения поршня в двигателях мотоциклов М-75 и М-76 производят через отверстие для запальной свечи, которую предварительно вывертывают. Если тепловой зазор не правилен или совсем отсутствует, необходимо отвернуть контргайку 4 и, вращая регулировочный болт 3, установить необходимый зазор, после чего затянуть контргайку и еще раз проверить зазор. Для двигателей мотоциклов М-75 и М-76 этот зазор должен быть 0,3 мм.

Регулировка клапанов двигателей мотоциклов М-76 и М-75: 1 — коромысло; 2 — крышка головки цилиндра; 3 — регулировочный болт; 4 — контргайка; 5 — наконечник клапана; 6 — клапан; 7 — сухарик; 8 — внутренняя пружина; 9 — наружная пружина; 10 — кронштейн оси коромысла; 11 — наконечник штанги толкателя; 12 — болт крепления кронштейна.

Рис. 2. Регулировка клапанов двигателей мотоциклов М-76 и М-75: 1 — коромысло; 2 — крышка головки цилиндра; 3 — регулировочный болт; 4 — контргайка; 5 — наконечник клапана; 6 — клапан; 7 — сухарик; 8 — внутренняя пружина; 9 — наружная пружина; 10 — кронштейн оси коромысла; 11 — наконечник штанги толкателя; 12 — болт крепления кронштейна.