Система зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин», действие электрической искры

Система зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин», действие электрической искры

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Система зажигания является составной частью электрооборудования, она обеспечивает работу двигателя и предназначена воспламенения рабочей смеси внутри цилиндра двигателя при помощи электрической искры.

В систему зажигания входят приборы, вырабатывающие ток высокого напряжения, провода, запальные свечи.

Ток высокого напряжения (10–15 тыс. вольт), необходимый для возникновения электрической искры в свече, получается преобразованием тока низкого напряжения, который поступает либо от аккумуляторной батареи, либо вырабатывается путем электромагнитной индукции в специальных приборах.

В зависимости от источника тока низкого напряжения мотоциклетные системы зажигания подразделяются на два вида: система батарейного зажигания, система зажигания от магнето.

В случае батарейного зажигания ток низкого напряжения поступает из генератора или аккумуляторной батареи, а в магнето ток низкого напряжения вырабатывается путем электромагнитной индукции в небольшом генераторе переменного тока (который входит в состав магнето). На советских мотоциклах М-72, М1А «Москва», ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125 установлено батарейное зажигание. Зажигание от магнето применено в мотоцикле К1Б (К-1Б) «Киевлянин», а также в некоторых спортивных и гоночных мотоциклах.

Не всегда электрический ток проходит только по проводам.

При прохождении электрического тока высокого напряжения между электродами свечи через воздушный промежуток, обладающий большим сопротивлением, выделяется большое количество энергии, которая преобразуется в тепло, свет, звук.

Сила электрического разряда зависит от величины воздушного промежутка, причем с увеличением промежутка возрастает величина напряжения, необходимого для того, чтобы искры пробили этот промежуток.

Искровой разряд в свече представляет сложное явление и продолжается некоторое время после появления первой искры. Благодаря такому характеру искрового разряда обеспечивается зажившие рабочей смеси в холодном двигателе при пуске.