Система зажигания от магнето, устройство и принцип работы магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Система зажигания от магнето, устройство и принцип работы магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Принцип работы и устройство системы зажигания от магнето

Магнето для одноцилиндрового двигателя мотоцикла представляет собой прибор зажигания, состоящий из генератора электрического тока, катушки зажигания (трансформатора) и прерывателя.

На рис. 1 изображена схема зажигания от магнето одноцилиндрового двигателя мотоцикла; в схему, помимо самого магнето, входят также провод высокого напряжения и свеча.

Схема зажигания от магнето, устанавливаема на мотоциклах: 1 — магнит; 2 — полюсный башмак магнитопровода; 3 — сердечник катушка зажигания; 4 — вторичная обмотка катушки; 5 — запальная свеча; 6 — первичная обмотка катушки; 7 — контакты прерывателя; 8 — рычажок прерывателя; 9 — пружина рычажка; 10 — кулачок; 11 — конденсатор.

Рис. 1. Схема зажигания от магнето, устанавливаема на мотоциклах: 1 — магнит; 2 — полюсный башмак магнитопровода; 3 — сердечник катушка зажигания; 4 — вторичная обмотка катушки; 5 — запальная свеча; 6 — первичная обмотка катушки; 7 — контакты прерывателя; 8 — рычажок прерывателя; 9 — пружина рычажка; 10 — кулачок; 11 — конденсатор.

Большинство приборов системы зажигания от магнето подобно приборам батарейного зажигания мотоцикла.

Разница в работе обеих систем состоит лишь в том, что при зажигании от магнето первичный ток возбуждается, как в обычном генераторе, а при батарейном зажигании первичная обмотка питается электрическим током от постороннего источника (аккумулятора или генератора).

Что же касается тока высокого напряжения, то в магнето он получается так же, как в батарейном зажигании мотоцикла.

Различаются следующие типы магнето:
1. Магнето с неподвижным магнитом и вращающимся якорем с обмотками.
2. Магнето с вращающимся магнитом.

Для мотоциклов наибольшее распространение имеет магнето с вращающимся магнитом, в котором вращается только магнит и кулачок прерывателя, а все остальные детали неподвижны. Схема устройства наиболее простого магнето такого типа изображена на рис. 1. Подобное устройство имеют магнето М-27Б и М-48Б, применяемые для одноцилиндровых двигателей спортивных мотоциклов. В первичной обмотке катушки магнето возбуждается переменный ток подобно тому, как это описано для генератора электрического тока.

Когда ток в первичной обмотке, а вместе с ним и магнитный поток достигнут наибольшего значения, прерыватель разомкнёт цепь. При этом ток мгновенно уменьшится до нуля, а вместе с этим произойдет резкое изменение магнитного поля, в результате этого во вторичной обмотке появится ток высокого напряжения.

Конденсатор включен параллельно контактам прерывателя. Он выполняет то же назначение, что и в батарейном зажигании мотоцикла.

Индуктированный во вторичной обмотке ток с высоким напряжением поступает по проводу в запальную свечу.

Выключатель зажигания служит для замыкания первичной обмотки на массу при остановке двигателя.

Принцип работы и устройство магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Магнето мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» (рис. 2) с вращающимся магнитом своеобразно по конструкции, так как размещено в маховике двигателя и собрано совместно с генератором электрического тока, в одном приборе, получившим общее название «магдино» МГ-10.

Устройство магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — маховик; 2 — постоянные магниты; 3 — вырезы для регулировки прерывателя; 4 — катушки зажигания; 5 — полюсные наконечники сердечника катушки зажигания; 6 — рычажок прерывателя; 7 — контакт провода высокого напряжения; 8 — кулачок.

Рис. 2. Устройство магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — маховик; 2 — постоянные магниты; 3 — вырезы для регулировки прерывателя; 4 — катушки зажигания; 5 — полюсные наконечники сердечника катушки зажигания; 6 — рычажок прерывателя; 7 — контакт провода высокого напряжения; 8 — кулачок.

На неподвижном диске (основании) магнето МГ-10 мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» (рис. 3), кроме двух сердечников катушки генератора, находится третий сердечник с катушкой зажигания, контакты прерывателя и конденсатор.

Схема магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — маховик; 2 — полюсные башмаки; 3 — постоянные магниты; 4 — сердечник; 5 — катушка зажигания; 6 — запальная свеча; 7 — прерыватель.

Рис. 3. Схема магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — маховик; 2 — полюсные башмаки; 3 — постоянные магниты; 4 — сердечник; 5 — катушка зажигания; 6 — запальная свеча; 7 — прерыватель.

Роль кулачка прерывателя выполняет выступ на ступице маховика.

При вращении маховика магнитные линии соседних магнитов попеременно пересекают сердечник катушки зажигания и возбуждают в первичной обмотке переменный электрический ток. Ток в первичной обмотке достигает наибольшего значения, когда расстояние между внутренним краем левого сердечника и правым краем магнита составит 5 мм. В этот момент контакты прерывателя должны разомкнуться.

Для правильной работы магнето МГ-10 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» необходимо соблюдать именно такое положение магнитов и прерывателя, так как в противном случае искра значительно ослабнет или исчезнет совсем.

Для характеристики магнето в табл. 1 приводятся обмоточные данные катушек зажигания.

Таблица 1 — Обмоточные данные катушек зажигания для магнето.
Тип магнетоПервичная обмоткаВторичная обмотка
число витковдиаметр провода, ммсопротивление, Омчисло витковдиаметр провода, ммсопротивление, Ом
М-27Б2350,720,57130000,076250
МГ-101650,690,4390000,064850

Магнето получает название магнето «правого вращения», когда ротор его вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода, и «левого вращения», если ротор вращается против часовой стрелки.

Магнето М-27Б — левого вращения, а М-48Б — правого.