Техническое обслуживание электрооборудования автомотрис, автодрезин ДМС, ДМ, АГМс и других с двигателем ЗИЛ-130

Техническое обслуживание электрооборудования автомотрис, автодрезин ДМС, ДМ, АГМс и других с двигателем ЗИЛ-130

Автодрезина ДМСу. Автор фото Mikhail (Vokabre) Shcherbakov from Moscow, Russia, CC BY-SA 2.0, через Викисклад.

Техническое обслуживание контактно-транзисторной системы зажигания

У двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы (автодрезины), контактно-транзисторная система зажигания состоит из генератора 1 (рис. 1), реле-регулятора 2, реле стартера 3, замка зажигания 4, добавочного резистора 6, катушки 5, транзисторного коммутатора 7, свечи зажигания 8, распределителя 9, прерывателя тока 10, аккумулятора 11, стартера 12.

Контактно-транзисторная система зажигания автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130: 1 – генератор; 2 – реле-регулятор; 3 – реле стартера; 4 – замок зажигания; 5 – катушка; 6 – добавочный резистор; 7 – транзисторный коммутатор; 8 – свечи автомотрис; 9 – распределитель; 10 – прерыватель автомотрис; 11 – аккумулятор; 12 – стартер

Рис. 1. Контактно-транзисторная система зажигания автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130: 1 – генератор; 2 – реле-регулятор автомотрис (автодрезин); 3 – реле стартера; 4 – замок зажигания автомотрис (автодрезин); 5 – катушка; 6 – добавочный резистор автомотрис (автодрезин); 7 – транзисторный коммутатор; 8 – свечи автомотрис (автодрезин); 9 – распределитель; 10 – прерыватель автомотрис (автодрезин); 11 – аккумулятор; 12 – стартер.

При техническом обслуживании на автомотрисе (автодрезине) от масла и грязи очищают поверхность распределителя двигателя ЗИЛ-130, зажимов, проводов и свечей. Смоченной в бензине тряпкой, протирают у крышки распределителя ее внутреннюю поверхность, пластину прерывателя, ротор, электроды. Проверяют крепление и правильность присоединения проводов к зажимам.

Контакты прерывателя осматривают, зачищают их при наличии нагара стеклянной мелкой шкуркой. После зачистки контакты их протирают чистой тряпкой, которую смачивают в бензине.

Необходимо, чтобы на обе защелки была закрыта крышка распределителя и установлена без наличия перекоса.

Проверяют в процессе эксплуатации крепление к корпусу двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины) распределителя с помощью пластины 11 (рис. 2), верность установки защелок 10.

Проверяют отсутствие в крышке 8 трещин. Затягивая гайки 12, регулируют момент зажигания. Выполняют проверку надежности крепления, подводящего электрический ток к боковому выводу распределителя наконечника на проводе. В случае, когда контакт неплотный, могут появится перебои при работе двигателя ЗИЛ-130.

Схема батарейного зажигания автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130: 1 – катушка зажигания; 2 – выключатель зажигания; 3 – амперметр; 4 – реле включения стартера; 5 – стартер; 6 – свеча; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – крышка распределителя; 9 – распределитель; 10 – защелки; 11 – пластина; 12 – регулировочные гайки; 13 – масленка

Рис. 2. Схема батарейного зажигания автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130: 1 – катушка зажигания; 2 – выключатель зажигания; 3 – амперметр; 4 – реле включения стартера; 5 – стартер; 6 – свеча; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – крышка распределителя; 9 – распределитель; 10 – защелки; 11 – пластина; 12 – регулировочные гайки; 13 – масленка.

Техническое обслуживание свечей зажигания

При проверке свечи зажигания двигателя ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин смотрят на зазор между боковым и центральным электродами, который должен быть 0,85–1,0 мм (зимой можно уменьшать его до 0,6–0,7 мм).

Неисправности свечи зажигания приводят к неустойчивой работе двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины). Основные из них: брызги топлива, масла на свече, нагар на изоляторе; недопустимый зазор между электродами, обгорание электродов; трещина в изоляторе. Чтобы отрегулировать зазор, специальным ключом 3 (рис. 3) подгибают боковой электрод 2; во время подгибания центрального происходит разрушение изолятора свечи. Если на свече двигателя ЗИЛ-130 автодрезины (автомотрисы) имеется нагар или она забрызгана маслом, топливом, ее очищают, промывают и затем продувают сжатым воздухом.

Зазор между электродами свечи двигателя ЗИЛ-130 проверяют круглым щупом 1. При большом зазоре затруднено образование искры, при малом зазоре образуется нагар на электродах свечи.

Свечи зажигания двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины

Рис. 3. Свечи зажигания двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.

Свечу заменяют, если при проверке есть трещины изолятора свечи или существует сильное обгорание электродов.

При нарушении устойчивой равномерной работы двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины) следует перевести его на работу при небольшой частоте вращения коленвала на холостом ходу, кроме того, замкнуть на «массу» отверткой с деревянной ручкой центральный электрод поочередно каждой свечи. При замыкании свечи исправного цилиндра перебои в двигателе ЗИЛ-130 возрастут, а при замыкании неисправного – двигатель, как и раньше будет работать с перебоями. Основной причиной выхода из строя цилиндра является неисправная свеча.

Техническое обслуживание катушки зажигания

На корпусе катушки зажигания двигателя ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин установлен добавочный резистор 1 (рис. 4, слева), включенный с первичной обмоткой последовательно, что при работе двигателя ЗИЛ-130 на маленькой частоте вращения уменьшает ее нагрев. Если случился обрыв данного резистора, двигатель ЗИЛ-130 при включении стартера будет глохнуть. В этом случае, чтобы выехать с перегона, можно замкнуть куском провода выводы 2 и 3.

Катушка зажигания (слева), прерыватель (справа), контакты прерывателя (в центре) двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автодрезины и автомотрисы

Рис. 4. Катушка зажигания (слева), прерыватель (справа), контакты прерывателя (в центре) двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автодрезины и автомотрисы.

Можно определить на ощупь, повреждена ли катушка зажигания: корпус катушки будет горячим, если ее обмотка сгорела.

Техническое обслуживание прерывателя

При техническом обслуживании прерывателя двигателя ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин осматривают его контакты; если контакты подгорели, их зачищают надфилем. Проверяют зазор между контактами 1 и 2 (рис. 4, в центре).

Техническое обслуживание резервной катушки зажигания

Для замены катушки зажигания двигателя ЗИЛ-130 требуется много времени, что нежелательно при остановке на перегоне.

Поэтому устанавливают дополнительную катушку зажигания 1 (рис. 5) вблизи основной 2; переключают катушки при помощи двухполюсного рубильника 3. Если включена основная катушка, ручка рубильника находится в верхнем положении. Чтобы включить резервную катушку, ручку поворачивают вниз и запускают двигатель.

Резервная катушка зажигания двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины

Рис. 5. Резервная катушка зажигания двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.

Техническое обслуживание выключателя зажигания Вк21-Е

В автодрезинах и автомотрисах с двигателем ЗИЛ-130 применен комбинирований выключатель зажигания и стартера Вк21-Е (рис. 6). Он находится на переднем щитке капота. Выключатель зажигания Вк21-Е имеет 3 разных положения, из которых 2 являются фиксированных. В положении 0 все цепи отключены, ключ можно свободно вставить в замок, а также вынуть из него. В положении I включено зажигание, в положении II – стартер. Положение II является нефиксированным; возвращение в положение I делается пружиной.

Выключатель зажигания Вк21-Е двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины

Рис. 6. Выключатель зажигания Вк21-Е двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.

Установка момента зажигания на двигателе ЗИЛ-130

Для установки момента зажигания на двигателе ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин устанавливают поршень первого цилиндра в его верхнюю мертвую точку (ВМТ) относительно такта сжатия, поворачивая коленвал рукояткой до совмещения отверстия на его шкиве 1 с меткой ВМТ (рис. 7), расположенной на указателе для установки момента его зажигания.

Установка момента зажигания на двигателе ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины

Рис. 7. Установка момента зажигания на двигателе ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.

Паз 3, находящийся на валу привода распределителя, обязан быть параллельным риске, которая расположена на верхнем фланце 4 корпуса. Распределитель в этом положении вставляют прямо в гнездо блока.

После поворачивают пусковой рукояткой коленвал. Отверстие в шкиве вала в конце 2-го оборота должно быть совпадающим с риской 9, находящейся на указателе установки момента зажигания 2. Болт, крепящий пластину, вывинчивают и таким образом вставляют в гнездо привода распределитель, чтобы был направлен вверх октан-корректор. Электрод ротора при этом будет стоять против вывода самого 1-го цилиндра двигателя ЗИЛ-130.

Включают зажигание и поворачивают против часовой стрелки корпус распределителя до того момента, пока между концом провода 6, который идет от катушки зажигания, и корпусом 7 этой катушки не появится искра. Загорание переносной лампы 5 соответствует началу размыкания контактов.

Техническое обслуживание генератора

При обслуживании генератора автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130 очищают контактные кольца, проверяют натяжение ремня, крепление проводов к зажимам генератора, крепление его к двигателю.

Если при работе двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины)во всех режимах амперметр показывает разряд, выворачивают винты, снимают крышку щеткодержателя и щеткодержатель со щетками, протирают ветошью, смоченной бензином, контактные кольца 1 (рис. 8). Обгоревшие кольца зачищают мелкой стеклянной шкуркой. Проверяют щетки 2, изношенные заменяют.

Генератор и реле-регулятор автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130

Рис. 8. Генератор и реле-регулятор автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130.

Техническое обслуживание реле-регулятора

Чтобы проверить реле-регулятор автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130, отсоединяют провод от зажима Б (рис. 8) и включают между ними амперметр, а вольтметр – между зажимом Я и корпусом реле-регулятора. Затем медленно увеличивают частоту вращения вала якоря генератора и определяют напряжение, при котором контакты реле замыкаются. При проверке регулятора напряжения амперметр включен также; аккумуляторную батарею отсоединяют (потребители включены), подключают вольтметр. Затем частоту вращения коленчатого вала доводят до 1600 об/мин и при нагрузке генератора 15 А замеряют напряжение: оно должно быть 13,8–14,8 В.

Техническое обслуживание стартера

При пуске стартер автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130 потребляет ток 650 А. Поэтому обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из провода большого сечения. Держать стартер включенным не более 10 секунд, затем делать перерыв на 15-20 секунд.

Стартер автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130

Рис. 9. Стартер автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130.

В процессе обслуживания подтягивают болты крепления, стяжные шпильки 1 (рис. 9), очищают и крепят зажимы стартера 4 и реле 5, очищают наружную поверхность стартера от масла и грязи; проверяют состояние коллектора 2 и щеток 3, коллектор при загрязнении протирают смоченной в бензине тряпкой. Определяют положение щеток; они должны перемещаться в щеткодержателях свободно. При износе щеток больше 7 мм их заменяют.

Проверяют контакты реле 6; контакты со следами подгорания зачищают плоским надфилем или стеклянной шкуркой. Продувают сжатым воздухом.

В стартере двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины) возможны следующие неисправности: отсутствие надежного контакта в выключателе зажигания; заклинивание якоря стартера; обрыв или плохой контакт с «массой» удерживающей обмотки реле 6; заедание привода на шлицевой части вала, пробуксовка муфты роликовой свободного хода.

Про другое электрооборудование автомотрис и автодрезин можно прочитать в следующих материалах: