Техническое обслуживание электрооборудования автомотрис, автодрезин ДМС, ДМ, АГМс и других с двигателем ЗИЛ-130
Автодрезина ДМСу. Автор фото Mikhail (Vokabre) Shcherbakov from Moscow, Russia, CC BY-SA 2.0, через Викисклад.
Техническое обслуживание контактно-транзисторной системы зажигания
У двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы (автодрезины), контактно-транзисторная система зажигания состоит из генератора 1 (рис. 1), реле-регулятора 2, реле стартера 3, замка зажигания 4, добавочного резистора 6, катушки 5, транзисторного коммутатора 7, свечи зажигания 8, распределителя 9, прерывателя тока 10, аккумулятора 11, стартера 12.
Рис. 1. Контактно-транзисторная система зажигания автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130: 1 – генератор; 2 – реле-регулятор автомотрис (автодрезин); 3 – реле стартера; 4 – замок зажигания автомотрис (автодрезин); 5 – катушка; 6 – добавочный резистор автомотрис (автодрезин); 7 – транзисторный коммутатор; 8 – свечи автомотрис (автодрезин); 9 – распределитель; 10 – прерыватель автомотрис (автодрезин); 11 – аккумулятор; 12 – стартер.
При техническом обслуживании на автомотрисе (автодрезине) от масла и грязи очищают поверхность распределителя двигателя ЗИЛ-130, зажимов, проводов и свечей. Смоченной в бензине тряпкой, протирают у крышки распределителя ее внутреннюю поверхность, пластину прерывателя, ротор, электроды. Проверяют крепление и правильность присоединения проводов к зажимам.
Контакты прерывателя осматривают, зачищают их при наличии нагара стеклянной мелкой шкуркой. После зачистки контакты их протирают чистой тряпкой, которую смачивают в бензине.
Необходимо, чтобы на обе защелки была закрыта крышка распределителя и установлена без наличия перекоса.
Проверяют в процессе эксплуатации крепление к корпусу двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины) распределителя с помощью пластины 11 (рис. 2), верность установки защелок 10.
Проверяют отсутствие в крышке 8 трещин. Затягивая гайки 12, регулируют момент зажигания. Выполняют проверку надежности крепления, подводящего электрический ток к боковому выводу распределителя наконечника на проводе. В случае, когда контакт неплотный, могут появится перебои при работе двигателя ЗИЛ-130.
Рис. 2. Схема батарейного зажигания автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130: 1 – катушка зажигания; 2 – выключатель зажигания; 3 – амперметр; 4 – реле включения стартера; 5 – стартер; 6 – свеча; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – крышка распределителя; 9 – распределитель; 10 – защелки; 11 – пластина; 12 – регулировочные гайки; 13 – масленка.
Техническое обслуживание свечей зажигания
При проверке свечи зажигания двигателя ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин смотрят на зазор между боковым и центральным электродами, который должен быть 0,85–1,0 мм (зимой можно уменьшать его до 0,6–0,7 мм).
Неисправности свечи зажигания приводят к неустойчивой работе двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины). Основные из них: брызги топлива, масла на свече, нагар на изоляторе; недопустимый зазор между электродами, обгорание электродов; трещина в изоляторе. Чтобы отрегулировать зазор, специальным ключом 3 (рис. 3) подгибают боковой электрод 2; во время подгибания центрального происходит разрушение изолятора свечи. Если на свече двигателя ЗИЛ-130 автодрезины (автомотрисы) имеется нагар или она забрызгана маслом, топливом, ее очищают, промывают и затем продувают сжатым воздухом.
Зазор между электродами свечи двигателя ЗИЛ-130 проверяют круглым щупом 1. При большом зазоре затруднено образование искры, при малом зазоре образуется нагар на электродах свечи.
Рис. 3. Свечи зажигания двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Свечу заменяют, если при проверке есть трещины изолятора свечи или существует сильное обгорание электродов.
При нарушении устойчивой равномерной работы двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины) следует перевести его на работу при небольшой частоте вращения коленвала на холостом ходу, кроме того, замкнуть на «массу» отверткой с деревянной ручкой центральный электрод поочередно каждой свечи. При замыкании свечи исправного цилиндра перебои в двигателе ЗИЛ-130 возрастут, а при замыкании неисправного – двигатель, как и раньше будет работать с перебоями. Основной причиной выхода из строя цилиндра является неисправная свеча.
Техническое обслуживание катушки зажигания
На корпусе катушки зажигания двигателя ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин установлен добавочный резистор 1 (рис. 4, слева), включенный с первичной обмоткой последовательно, что при работе двигателя ЗИЛ-130 на маленькой частоте вращения уменьшает ее нагрев. Если случился обрыв данного резистора, двигатель ЗИЛ-130 при включении стартера будет глохнуть. В этом случае, чтобы выехать с перегона, можно замкнуть куском провода выводы 2 и 3.
Рис. 4. Катушка зажигания (слева), прерыватель (справа), контакты прерывателя (в центре) двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автодрезины и автомотрисы.
Можно определить на ощупь, повреждена ли катушка зажигания: корпус катушки будет горячим, если ее обмотка сгорела.
Техническое обслуживание прерывателя
При техническом обслуживании прерывателя двигателя ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин осматривают его контакты; если контакты подгорели, их зачищают надфилем. Проверяют зазор между контактами 1 и 2 (рис. 4, в центре).
Техническое обслуживание резервной катушки зажигания
Для замены катушки зажигания двигателя ЗИЛ-130 требуется много времени, что нежелательно при остановке на перегоне.
Поэтому устанавливают дополнительную катушку зажигания 1 (рис. 5) вблизи основной 2; переключают катушки при помощи двухполюсного рубильника 3. Если включена основная катушка, ручка рубильника находится в верхнем положении. Чтобы включить резервную катушку, ручку поворачивают вниз и запускают двигатель.
Рис. 5. Резервная катушка зажигания двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Техническое обслуживание выключателя зажигания Вк21-Е
В автодрезинах и автомотрисах с двигателем ЗИЛ-130 применен комбинирований выключатель зажигания и стартера Вк21-Е (рис. 6). Он находится на переднем щитке капота. Выключатель зажигания Вк21-Е имеет 3 разных положения, из которых 2 являются фиксированных. В положении 0 все цепи отключены, ключ можно свободно вставить в замок, а также вынуть из него. В положении I включено зажигание, в положении II – стартер. Положение II является нефиксированным; возвращение в положение I делается пружиной.
Рис. 6. Выключатель зажигания Вк21-Е двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Установка момента зажигания на двигателе ЗИЛ-130
Для установки момента зажигания на двигателе ЗИЛ-130 автомотрис и автодрезин устанавливают поршень первого цилиндра в его верхнюю мертвую точку (ВМТ) относительно такта сжатия, поворачивая коленвал рукояткой до совмещения отверстия на его шкиве 1 с меткой ВМТ (рис. 7), расположенной на указателе для установки момента его зажигания.
Рис. 7. Установка момента зажигания на двигателе ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Паз 3, находящийся на валу привода распределителя, обязан быть параллельным риске, которая расположена на верхнем фланце 4 корпуса. Распределитель в этом положении вставляют прямо в гнездо блока.
После поворачивают пусковой рукояткой коленвал. Отверстие в шкиве вала в конце 2-го оборота должно быть совпадающим с риской 9, находящейся на указателе установки момента зажигания 2. Болт, крепящий пластину, вывинчивают и таким образом вставляют в гнездо привода распределитель, чтобы был направлен вверх октан-корректор. Электрод ротора при этом будет стоять против вывода самого 1-го цилиндра двигателя ЗИЛ-130.
Включают зажигание и поворачивают против часовой стрелки корпус распределителя до того момента, пока между концом провода 6, который идет от катушки зажигания, и корпусом 7 этой катушки не появится искра. Загорание переносной лампы 5 соответствует началу размыкания контактов.
Техническое обслуживание генератора
При обслуживании генератора автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130 очищают контактные кольца, проверяют натяжение ремня, крепление проводов к зажимам генератора, крепление его к двигателю.
Если при работе двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины)во всех режимах амперметр показывает разряд, выворачивают винты, снимают крышку щеткодержателя и щеткодержатель со щетками, протирают ветошью, смоченной бензином, контактные кольца 1 (рис. 8). Обгоревшие кольца зачищают мелкой стеклянной шкуркой. Проверяют щетки 2, изношенные заменяют.
Рис. 8. Генератор и реле-регулятор автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130.
Техническое обслуживание реле-регулятора
Чтобы проверить реле-регулятор автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130, отсоединяют провод от зажима Б (рис. 8) и включают между ними амперметр, а вольтметр – между зажимом Я и корпусом реле-регулятора. Затем медленно увеличивают частоту вращения вала якоря генератора и определяют напряжение, при котором контакты реле замыкаются. При проверке регулятора напряжения амперметр включен также; аккумуляторную батарею отсоединяют (потребители включены), подключают вольтметр. Затем частоту вращения коленчатого вала доводят до 1600 об/мин и при нагрузке генератора 15 А замеряют напряжение: оно должно быть 13,8–14,8 В.
Техническое обслуживание стартера
При пуске стартер автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130 потребляет ток 650 А. Поэтому обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из провода большого сечения. Держать стартер включенным не более 10 секунд, затем делать перерыв на 15-20 секунд.
Рис. 9. Стартер автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130.
В процессе обслуживания подтягивают болты крепления, стяжные шпильки 1 (рис. 9), очищают и крепят зажимы стартера 4 и реле 5, очищают наружную поверхность стартера от масла и грязи; проверяют состояние коллектора 2 и щеток 3, коллектор при загрязнении протирают смоченной в бензине тряпкой. Определяют положение щеток; они должны перемещаться в щеткодержателях свободно. При износе щеток больше 7 мм их заменяют.
Проверяют контакты реле 6; контакты со следами подгорания зачищают плоским надфилем или стеклянной шкуркой. Продувают сжатым воздухом.
В стартере двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины) возможны следующие неисправности: отсутствие надежного контакта в выключателе зажигания; заклинивание якоря стартера; обрыв или плохой контакт с «массой» удерживающей обмотки реле 6; заедание привода на шлицевой части вала, пробуксовка муфты роликовой свободного хода.
Про другое электрооборудование автомотрис и автодрезин можно прочитать в следующих материалах: