Техническое обслуживание компрессора и головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисах, автодрезинах ДМС, ДМ, АГМс и других
Монтажная автодрезина ДМС. Автор фото Emoskvin, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Техническое обслуживание головки блока цилиндров
При установке на автодрезину двигателя ЗИЛ-130 своевременно подтягивают гайки, которыми крепится головка блока цилиндров, на холодном двигателе. Для обеспечения плотного прилегания плоскостей головки и блока соблюдают порядок затягивания гаек, показанный на рисунке. Болты крепления головок подтягивают после пробега 100–200 км. В течение первых 6000 км пробега гайки подтягивают при каждом ТО-1, в дальнейшем – по мере необходимости.
Рис. 1. Головка блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Рис. 2. Головка компрессора двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
При очистке камер сгорания и поршней от нагара очищают поверхности головки блока цилиндров. Меняя прокладки, прочищают все отверстия для воды. Прокладку перед установкой тщательно осматривают: на ней не должно быть трещин, выкрашиваний асбеста. С обеих сторон прокладку натирают порошком графита. Головку надевают на шпильки блока, избегая ударов.
Техническое обслуживание компрессора
При техобслуживании компрессора автомотрисы и автодрезины с двигателем ЗИЛ-130 проверяют: крепление компрессора к двигателю, шкива 1 (рис. 3), затяжку гаек шпилек, которые крепят головку. Натяжение ремня проверяют ежедневно: он должен быть натянут таким образом, чтобы в случае приложения усилия 4 кгс ветвь ремня, находящаяся между компрессорными шкивами и шкивами вентилятора, прогибалась на 10–15 мм.
Гайки шпилек, крепящих головку компрессора, затягивают равномерно в порядке, указанном на верхнем правом рисунке.
Головку компрессора для произведения очистки поршней клапанов, седел, а также пружин, воздушных каналов следует снимать через 50–60 тыс. км пробега.
В исправной работе компрессора автодрезины и автомотрисы убеждаются следующим образом: пускают двигатель ЗИЛ-130, а также доводят в пневматической системе давление до 7,0–7,4 кгс/см2. Затем останавливают двигатель. Снимают резиновый шланг, который соединяет с компрессором его воздушный фильтр. В патрубке подвода к компрессору воздуха будет слышен характерный шум от выходящего воздуха, при этом манометр пневматической системы покажет небольшое падение давления.
Рис. 3. Компрессор автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130.
Давление воздуха снижают в пневматической системе примерно до 5,5–6,0 кгс/см2. Затем снимают патрубок, с помощью которого подводится воздух, после вынимают пружину 4, а также и коромысло.
Затем гнездо штока 2 поднимают вверх и его снимают вместе со штоком, потом вынимают штуцер 3 из гнезда.
На плунжерах заменяют все изношенные уплотнительные кольца. Смазку осуществляют до установки плунжеров и уплотнительных колец.
Признаки неисправности компрессора автодрезины (автомотрисы) – шум и стук в нем, в конденсате повышенное количество масла, которое из воздушных баллонов сливают.
Высокое содержание масла обычно является прямым следствием износа масляного уплотнения заднего конца коленвала, колец поршневых, подшипников нижних головок шатунов либо засорение трубки слива из компрессора масла.