Техническое обслуживание сцепления мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва», неисправности механизмов сцепления и их устранение

Техническое обслуживание сцепления мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва», неисправности механизмов сцепления и их устранение

Мотоцикл ИЖ-49 в Нижегородском зоопарке «Лимпопо». Автор фото Апатинаити, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Рекомендации по пользованию сцеплением, техническое обслуживание и уход за ним

Для безотказной и долговечной работы сцепления на мотоцикле необходимо выполнять следующее:

1) трогаться с места только на первой передаче при небольшом открытии дроссельного золотника и плавном отпускании рычага сцепления;

2) не перегружать двигатель мотоцикла. Не пользоваться сцеплением для увеличения оборотов коленчатого вала (пробуксовка сцепления при увеличении сопротивления движению), а включать низшую передачу;

3) следить за нормальной величиной свободного хода рычага сцепления, который должен находиться в пределах 8–10 мм (рис. 1);

4) периодически смазывать привод сцепления мотоцикла, применяя для смазки шарнирных соединений 1–2 капли автомобильного масла.

Величина свободного хода рычага выключения сцепления

Рис. 1. Величина свободного хода рычага выключения сцепления.

Червяки выключения сцепления мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 смазывают с помощью шприца солидолом через масленку, выведенную на правую крышку картера двигателя (рис. 2).

Смазка червяка сцепления и регулировка сцепления: 1 — контргайка; 2 — винт.

Рис. 2. Смазка червяка сцепления и регулировка сцепления: 1 — контргайка; 2 — винт.

Смазка сцеплений указанных мотоциклов производится маслом коробки передач.

Сцепление мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» смазывают через каждые 3000 км пробега через масленку (рис. 3) смесью 25% консталина и 75% автомобильного масла, а при отсутствии этой смеси — нигролом (зимним или летним в зависимости от времени года).

Смазка сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Рис. 3. Смазка сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин».

Во время эксплуатации мотоцикла трос сцепления вытягивается и возникает необходимость его регулировки. Для этого у мотоцикла М-72 и других однотипных мотоциклов отвертывают регулирующий штуцер 1 (рис. 4) в головке рычага выключения сцепления; у мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 отпускают ключом контргайку 1 (см. рис. 2) и отверткой завертывают винт 2 до получения нужного свободного хода рычага, после чего, удерживая винт отверткой, завертывают контргайку.

Регулировка свободного хода рычага сцепления мотоцикла М-72: 1 — регулирующий штуцер.

Рис. 4. Регулировка свободного хода рычага сцепления мотоцикла М-72: 1 — регулирующий штуцер.

У мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» отпускают контргайку 1 (рис. 5) и вывертывают ключом регулирующий штуцер 2 на нужную величину, а затем, удерживая штуцер, завертывают контргайку. Если регулировка была произведена несколько раз и штуцер вывертывать больше нельзя, то нужно снять крышку 3 сцепления, отпустить контргайку 4, завернуть регулирующий винт 5 до получения нужного свободного хода рычага сцепления и, удерживая отверткой винт 5, завернуть контргайку 4.

Регулировка свободного хода сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — котргайка штуцера; 2 — регулирующий штуцер; 3 — крышка сцепления; 4 — контргайка регулирующего винта; 5 — регулирующий винт.

Рис. 5. Регулировка свободного хода сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — котргайка штуцера; 2 — регулирующий штуцер; 3 — крышка сцепления; 4 — контргайка регулирующего винта; 5 — регулирующий винт.

При отсутствии свободного хода рычага сцепления мотоцикла (что может иметь место при постановке нового троса) регулировку производят так же, как и при слишком большом свободном ходе рычага, но регулирующие штуцеры надо завертывать, а винты отвертывать.

Неисправности механизмов сцепления мотоцикла и их устранение

К основным неисправностям сцепления относится проскальзывание дисков (сцепление «буксует») и неполное разъединение дисков (сцепление «ведет»).

Если сцепление пробуксовывает, то причинами этого могут быть: отсутствие свободного хода рычага сцепления, выработка фрикционных накладок дисков или самих дисков, ослабление пружин, а у мотоцикла М-72 и других однотипных мотоциклов — замасливание дисков. При отсутствии свободного хода последний надо отрегулировать. При выработке фрикционных накладок или дисков их надо заменить. При ослаблении пружин — пружины заменяют, а если конструкция сцепления позволяет, то их подтягивают. Замасляное сцепление мотоцикла М-72 разбирают, промывают его детали в бензине и снова собирают.

Характерными признаками пробуксовки сцепления являются:

1) потеря скорости при движении мотоцикла в гору, несмотря на увеличение оборотов сала двигателя;

2) отсутствие заметного повышения скорости во время движения мотоцикла по ровной дороге при резком открытии дроссельного золотника и увеличении оборотов вала двигателя.

Пробуксовку сцепления можно определить и без пуска двигателя. Для этого у мотоцикла М-72 при нейтральном положении рычага коробки передач нажимают на педаль пускового механизма, и если вал двигателя провертывается, то сцепление не буксует, а если провертывается только педаль, то сцепление буксует.

У мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 нужно поставить мотоцикл на подставку, включить вторую передачу и рукой провертывать колесо; если сцепление не буксует, то при этом повернется и вал двигателя, а если буксует, то вал не провернется.

Когда сцепление «ведет», это сопровождается следующими характерными признаками;

1. При переключении передач в коробке слышен шум, а в некоторых случаях невозможно включить передачу;

2. При выключении сцепления мотоцикл медленно продолжает двигаться.

Проверка сцепления при неработающем двигателе производится так же, как и в случае проверки пробуксовки сцепления, но рычаг сцепления должен быть нажат до упора в руль, причем если сцепление не ведет, то вал двигателя провертываться не должен, а если ведет, то вал двигателя будет провертываться. У двухтактных двигателей мотоциклов проверку производят с открытым декомпрессором, а у четырехтактных — с вывернутыми запальными свечами.

Основные причины, по которым сцепление может вести, следующие:

1. Большой свободный ход рычага сцепления (устраняют регулировкой).

2. Перекос дисков из-за ослабления или поломки пружины.