Техническое обслуживание сцепления мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва», неисправности механизмов сцепления и их устранение
Мотоцикл ИЖ-49 в Нижегородском зоопарке «Лимпопо». Автор фото Апатинаити, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Рекомендации по пользованию сцеплением, техническое обслуживание и уход за ним
Для безотказной и долговечной работы сцепления на мотоцикле необходимо выполнять следующее:
1) трогаться с места только на первой передаче при небольшом открытии дроссельного золотника и плавном отпускании рычага сцепления;
2) не перегружать двигатель мотоцикла. Не пользоваться сцеплением для увеличения оборотов коленчатого вала (пробуксовка сцепления при увеличении сопротивления движению), а включать низшую передачу;
3) следить за нормальной величиной свободного хода рычага сцепления, который должен находиться в пределах 8–10 мм (рис. 1);
4) периодически смазывать привод сцепления мотоцикла, применяя для смазки шарнирных соединений 1–2 капли автомобильного масла.
Рис. 1. Величина свободного хода рычага выключения сцепления.
Червяки выключения сцепления мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 смазывают с помощью шприца солидолом через масленку, выведенную на правую крышку картера двигателя (рис. 2).
Рис. 2. Смазка червяка сцепления и регулировка сцепления: 1 — контргайка; 2 — винт.
Смазка сцеплений указанных мотоциклов производится маслом коробки передач.
Сцепление мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» смазывают через каждые 3000 км пробега через масленку (рис. 3) смесью 25% консталина и 75% автомобильного масла, а при отсутствии этой смеси — нигролом (зимним или летним в зависимости от времени года).
Рис. 3. Смазка сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин».
Во время эксплуатации мотоцикла трос сцепления вытягивается и возникает необходимость его регулировки. Для этого у мотоцикла М-72 и других однотипных мотоциклов отвертывают регулирующий штуцер 1 (рис. 4) в головке рычага выключения сцепления; у мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 отпускают ключом контргайку 1 (см. рис. 2) и отверткой завертывают винт 2 до получения нужного свободного хода рычага, после чего, удерживая винт отверткой, завертывают контргайку.
Рис. 4. Регулировка свободного хода рычага сцепления мотоцикла М-72: 1 — регулирующий штуцер.
У мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» отпускают контргайку 1 (рис. 5) и вывертывают ключом регулирующий штуцер 2 на нужную величину, а затем, удерживая штуцер, завертывают контргайку. Если регулировка была произведена несколько раз и штуцер вывертывать больше нельзя, то нужно снять крышку 3 сцепления, отпустить контргайку 4, завернуть регулирующий винт 5 до получения нужного свободного хода рычага сцепления и, удерживая отверткой винт 5, завернуть контргайку 4.
Рис. 5. Регулировка свободного хода сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — котргайка штуцера; 2 — регулирующий штуцер; 3 — крышка сцепления; 4 — контргайка регулирующего винта; 5 — регулирующий винт.
При отсутствии свободного хода рычага сцепления мотоцикла (что может иметь место при постановке нового троса) регулировку производят так же, как и при слишком большом свободном ходе рычага, но регулирующие штуцеры надо завертывать, а винты отвертывать.
Неисправности механизмов сцепления мотоцикла и их устранение
К основным неисправностям сцепления относится проскальзывание дисков (сцепление «буксует») и неполное разъединение дисков (сцепление «ведет»).
Если сцепление пробуксовывает, то причинами этого могут быть: отсутствие свободного хода рычага сцепления, выработка фрикционных накладок дисков или самих дисков, ослабление пружин, а у мотоцикла М-72 и других однотипных мотоциклов — замасливание дисков. При отсутствии свободного хода последний надо отрегулировать. При выработке фрикционных накладок или дисков их надо заменить. При ослаблении пружин — пружины заменяют, а если конструкция сцепления позволяет, то их подтягивают. Замасляное сцепление мотоцикла М-72 разбирают, промывают его детали в бензине и снова собирают.
Характерными признаками пробуксовки сцепления являются:
1) потеря скорости при движении мотоцикла в гору, несмотря на увеличение оборотов сала двигателя;
2) отсутствие заметного повышения скорости во время движения мотоцикла по ровной дороге при резком открытии дроссельного золотника и увеличении оборотов вала двигателя.
Пробуксовку сцепления можно определить и без пуска двигателя. Для этого у мотоцикла М-72 при нейтральном положении рычага коробки передач нажимают на педаль пускового механизма, и если вал двигателя провертывается, то сцепление не буксует, а если провертывается только педаль, то сцепление буксует.
У мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 нужно поставить мотоцикл на подставку, включить вторую передачу и рукой провертывать колесо; если сцепление не буксует, то при этом повернется и вал двигателя, а если буксует, то вал не провернется.
Когда сцепление «ведет», это сопровождается следующими характерными признаками;
1. При переключении передач в коробке слышен шум, а в некоторых случаях невозможно включить передачу;
2. При выключении сцепления мотоцикл медленно продолжает двигаться.
Проверка сцепления при неработающем двигателе производится так же, как и в случае проверки пробуксовки сцепления, но рычаг сцепления должен быть нажат до упора в руль, причем если сцепление не ведет, то вал двигателя провертываться не должен, а если ведет, то вал двигателя будет провертываться. У двухтактных двигателей мотоциклов проверку производят с открытым декомпрессором, а у четырехтактных — с вывернутыми запальными свечами.
Основные причины, по которым сцепление может вести, следующие:
1. Большой свободный ход рычага сцепления (устраняют регулировкой).
2. Перекос дисков из-за ослабления или поломки пружины.