Техническое обслуживание системы охлаждения и системы смазки двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисах, автодрезинах ДМС, ДМ, АГМс и других
Автодрезина АГМс. Автор фото Emoskvin, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Техобслуживание системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130
При техническом обслуживании системы охлаждения двигателя типа ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины, периодически проверяют крепление ступицы шкива вентилятора, затяжку ее гайки. При ослаблении, предварительно удалив шплинт, гайку необходимо подтянуть на 8,5–10 мм и затем установить шплинт. Ослабление крепления ступицы шкива вентилятора может привести к повреждению вентилятора 2 (рис. 1), водяного насоса и радиатора 4. Перед заправкой смазки в подшипники водяного насоса предварительно отвертывают пробку 1, которая закрывает контрольное отверстие.
Рис. 1. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисах и автодрезинах.
Смазку заливают, пока из контрольного отверстия не появится свежая смазка, после этого ставят резьбовую пробку.
Натягивают ослабшие ремни, перемещая генератор 6. В случае нормального натяжения ремня его прогиб между натяжным шкивом и шкивом вентилятора должен составлять 10-15 миллиметров при воздействии усилия 4 кгс. Компрессор приводится в действие от шкива вентилятора.
При осмотре обращают внимание на плотность трубопроводов 3, 5, исправность радиаторов системы охлаждения. Течь жидкости не допускается.
В радиатор охлаждающей системы двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисах и автодрезинах, рекомендуется заливать мягкую воду (лучше всего дождевую) до бокового отверстия в пробке горловины радиатора. Залив в радиатор жидкость, запускают двигатель, дают ему проработать 3–5 мин, проверяют уровень жидкости в радиаторе. В горячий двигатель заливать холодную жидкость запрещается.
Периодически проверяют состояние пробок радиатора системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130. Кратковременная работа и запуск двигателя ЗИЛ-130, после того, как будет осуществлен слив из системы охлаждения охлаждающей жидкости, запрещается, так как это может стать причиной разрушения резиновых уплотнительных колец и гильз цилиндров, привести к пригоранию прокладки головки блока и к выпадению седел клапанов.
Техобслуживание системы смазки двигателя ЗИЛ-130
Уровень масла в картере проверяют перед выездом автодрезины на линию. Для этого останавливают двигатель, ждут 2–3 мин, пока стечет масло.
Рис. 2. Система смазки двигателя типа ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисах и автодрезинах.
Проверяют уровень масла в картере по указателю уровня, на котором нанесены метки «Полно» и «Долей». Необходимо, чтобы масляный радиатор был включен постоянно. В зимнее время его разрешается отключать краном. Масло в картере заменяют через 1500 км пробега.