Техническое обслуживание системы питания двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы, автодрезины ДМС, ДМ, АГМс и другие
Монтажная автодрезина ДМС. Автор фото Emoskvin, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Техническое обслуживание системы питания двигателя ЗИЛ-130
На автомотрисах и автодрезинах с двигателем ЗИЛ-130 ежедневно проверяют уровень масла в картере двигателя и воды в радиаторе. При безгаражном хранении в холодное время по окончании работы сливают воду из системы охлаждения, открыв кран радиаторов 2 (рис. 1) и два крана 1, 3 рубашки блока цилиндров. Обращают внимание на степень чистоты отверстий сливных кранов.
При осмотре двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины, проверяют герметичность систем смазки и охлаждения, крепление двигателя на раме, приводных ремней, свободный и полный ход педали сцепления, крепление шкива и крыльчатки вентилятора.
Двигатель ЗИЛ-130 должен работать ровно, без стуков, не глохнуть на холостых оборотах, при полностью открытой дроссельной заслонке развивать полную мощность, не дымить. Наличие дыма свидетельствует о повышенном износе поршней, пальцев, шатунных и коренных подшипников.
Детонационный стук, появляющийся в двигателе ЗИЛ-130 автодрезины (автомотрисы) при завышенном угле опережения зажигания, исчезает при уменьшении этого угла. Если стук не исчезает, нужно отрегулировать зазоры клапанов.
Рис. 1. Двигатель ЗИЛ-130, выпускной и впускной клапаны, контакты прерывателя, указатель давления масла и датчик температуры автомотрис и автодрезин.
Зазор между контактами прерывателя измеряют щупом.
Давление в системе смазки нового прогретого двигателя ЗИЛ-130 при скорости 40 км/ч должно быть 2–4 кгс/см2.
Техническое обслуживание топливного насоса (бензонасоса)
Двигатель ЗИЛ-130 работает на бензине А-76. На автомотрисах и автодрезинах с этим типом двигателя запрещается применять бензин более низкого качества, так как это может быть причиной ухудшения его работы (детонация, а также повышенное образование нагара, прогорание прокладок и т. д.).
В случае недостаточной подачи топлива проверяют состояние диафрагмы 1 (рис. 2) топливного насоса, наблюдая, не течет ли топливо через отверстие 3.
Не нужно без необходимости разбирать топливный насос двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины, для избегания появления течи топлива.
При замене диафрагмы необходимо осторожно завернуть гайку толкателя, соединяя головку насоса с корпусом; винты нужно затягивать при диафрагме, сжатой в нижнее положение.
Рис. 2. Топливный насос (бензонасос) двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Техническое обслуживание воздушного фильтра
Через 1500 км пробега воздушный фильтр двигателя ЗИЛ-130 автодрезин и автомотрис очищают и заправляют свежим маслом. Для этого его разбирают, отвернув винт 1 (рис. 3), а затем специальную гайку-барашек. Все детали фильтра хорошо промывают в керосине или бензине. После промывки фильтрующий элемент 2 смачивают в масле, лишнему маслу дают стечь.
Заливают в ванну масло до горизонтальных отметок, около которых имеется надпись: «Уровень масла».
Зимой, весной и осенью при работе в условиях малой запыленности воздуха воздушный фильтр двигателя ЗИЛ-130 автодрезины (автомотрисы) очищают и заправляют по мере необходимости.
Техническое обслуживание топливного фильтра-отстойника
Для спуска грязи из отстойника предварительно закрывают кран топливного бака. Затем отворачивают пробку 4 (рис. 3).
Слив осадок из отстойника, промывают его чистым бензином. Открывают кран на все время промывки. Для того чтобы промыть фильтрующий элемент 3, разбирают фильтр-отстойник двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины): отворачивают болт 1 на крышке 2 и вынимают фильтрующий элемент. Промывают его.
Убедившись, что промыты все пластины 5 фильтрующего элемента, ставят его на место.
Рис. 3. Воздушный фильтр и топливный фильтр-отстойник двигателя типа ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Техническое обслуживание карбюратора К-88
На холостом ходу число оборотов регулируют при прогретом двигателе ЗИЛ-130, а также рабочей системе зажигания упорными винтами 1 и 2 (рис. 4), которые ограничивают закрывание дроссельных заслонок, которыми изменяют состав горючей смеси. Карбюратор К-88 двигателя ЗИЛ-130 автомотрисы (автодрезины) – двухкамерный, регулирование состава смеси происходит в каждой камере. Смесь обедняется при завертывании винтов 1 и 2 и обогащается при их отвертывании.
Ввернув соответствующие винты карбюратора К-88 до упора, но не слишком туго, выворачивают затем каждый из них на 3 оборота. Запускают двигатель ЗИЛ-130 и устанавливают самое маленькое открытие для дроссельной заслонки, при котором двигатель ЗИЛ-130 работает устойчиво. Потом обедняют смесь, ввертывая один из винтов при каждой пробе на пол оборота, пока двигатель ЗИЛ-130 не станет работать с перебоями. Чтобы обогатить смесь, выворачивают винт на пол оборота. Отрегулировав состав смеси в 1-й камере, регулируют его во второй, выполняя те же операции.
Не нужно устанавливать слишком маленькое число оборотов холостого хода. Правильность регулировки проверяют, нажав и резко отпустив педаль привода дроссельной заслонки. Если двигатель ЗИЛ-130, устанавливаемый на автомотрисы и автодрезины, перестает работать, число оборотов необходимо увеличить.
Рис. 4. Карбюратор К-88 двигателя ЗИЛ-130, устанавливаемого на автомотрисы и автодрезины.
Техническое обслуживание резервной системы питания
На стенке кузова вне кабины закреплен запасной бак для бензина 2 (рис. 5) с краном 1. Бензопроводы баков подключены к крану 3.
В случае остановки на перегоне водитель автомотрисы (автодрезины) проверяет, поступает ли топливо из основного бака. Для этого необходимо, посмотрев через стекло бензоотстойника, убедиться в наличии топлива, или отвернуть штуцер от бензонасоса и качнуть рычаг для ручного подкачивания топлива несколько раз. Если подачи бензина нет, штуцер нужно прикрепить к бензонасосу и повернуть ручку крана 3 вправо.
Качнув несколько раз рычаг, заводят двигатель ЗИЛ-130.
Рис. 5. Резервная система питания автомотрис и автодрезин с двигателем ЗИЛ-130.