Управление карбюраторами К-26, К-30, К-28, К-40 и К-37 мотоциклов, их техническое обслуживание и регулировки, уровень топлива в поплавковой камере, изменение производительности и подбор жиклеров
Мотоцикл ИЖ-49. Автор фото Ilya, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Управление карбюраторами К-26, К-28, К-30, К-37 и К-40
Водитель мотоцикла управляет только количеством подаваемой в двигатель горючей смеси в зависимости от условий движения, регулируя перемещение дроссельного золотника карбюратора мотоцикла. Размещение, механизма, управляющего работой дроссельного золотника карбюратора, предусмотрено Государственным Стандартом (ГОСТ), согласно которому, дроссельный золотник приводится в действие посредством стального троса в упругой оболочке от вращающейся рукоятки, находящейся на правой половине руля.
При повороте этой рукоятки «на себя» трос мотоцикла натягивается и поднимает дроссель, увеличивая подачу горючей смеси, при поворачивании рукоятки «от себя» натяжение троса ослабевает, и дроссель под действием пружины опускается, уменьшая подачу горючей смеси.
Работа механизма управления карбюраторами К-26, К-28, К-30, К-40 и К-37 должна быть плавной, без заеданий и без большого свободного хода. Поэтому периодически производят смазку тросов на мотоцикле и регулировку оболочек.
Техническое обслуживание карбюраторов К-26, К-30, К-28, К-40 и К-37
От исправной работы карбюраторов К-37, К-28, К-26, К-40, К-30, устанавливаемых на советских мотоциклах, зависит качество работы двигателя и расход топлива. Поэтому состоянию карбюратора должно уделяться постоянное внимание с тем, чтобы иметь возможность быстро устранить возникшую неисправность. Одни неисправности возникают от нарушения регулировки, другие являются следствием износа отдельных деталей карбюратора мотоцикла. В связи с этим наряду с регулировкой следует также периодически производить проверку карбюратора.
В процессе эксплуатации у карбюраторов К-26, К-28, К-40, К-37, К-30, устанавливаемых на советских мотоциклах, проверяются и регулируются:
1. Устойчивость работы на малых оборотах холостого хода;
2. Приемистость (способность переходить от режима малых оборотов к средним нагрузкам при резком открытии дросселя);
3. Работа механизма управления;
4. Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора мотоцикла;
5. Производительность жиклера.
Регулировка карбюраторов на малых оборотах холостого хода
На малых оборотах холостого хода регулировка работы двигателя мотоцикла имеет очень большое значение для экономии топлива. Регулировка карбюраторов К-26, К-30, К-28, К-40 и К-37 должна обеспечить устойчивую работу прогретого двигателя мотоцикла на наименьших его оборотах. Перед началом регулировки двигатель необходимо прогреть; опережение зажигания при наличии ручного управления должно быть установлено позднее, воздушная заслонка — поднята.
Во всех описываемых карбюраторах (К-26, К-28, К-40 и К-37), за исключением К-30, для регулировки холостого хода имеются два винта: регулировочный винт холостого хода и упорный винт дроссельного золотника. При регулировке с помощью этих приспособлений может быть рекомендована такая последовательность:
1. Завернуть оба винта до отказа; при этом смесь будет самой богатой и при этом будет подаваться в наибольшем ее количестве.
2. Постепенно отвертывая упорный винт дроссельного золотника карбюратора мотоцикла, установить самые наименьшие устойчивые обороты.
3. Отвертывая регулировочный винт холостого хода, установить самое возможно большее число оборотов при данном положении упорного винта.
Для проверки качества регулировки следует увеличить число оборотов двигателя мотоцикла открытием дроссельного золотника карбюратора, а затем резко убавить до минимальных оборотов; если двигатель не глохнет, значит что регулировка произведена правильно.
Регулировка карбюраторов К-37, К-40, К-26, К-30 и К-28 на средних нагрузках
Работа карбюраторов К-26, К-30, К-28, К-37 и К-40 на средних оборотах коленчатого вала двигателя мотоцикла должна обеспечить необходимую мощность при соответствующей скорости движения мотоцикла.
Количество топлива, поступающее из жиклера карбюратора на этом режиме, зависит от положения иглы в дроссельном золотнике, поэтому регулировка заключается в подборе правильного положения иглы.
В обычных условиях приходится пользоваться регулировкой карбюратора на мотоцикле посредством иглы в двух случаях: при обогащении горючей смеси вследствие износа жиклера или при необходимости повысить мощность для более трудных условий работы (например, при установке коляски).
Необходимость в обогащении горючей смеси может возникнуть и при подготовке мотоцикла для участия в спортивных соревнованиях.
Все виды регулировок карбюраторов К-26, К-28, К-30, К-40 и К-37 требуют проверки качества произведенной регулировки, т. е. проверки расхода топлива и мощности двигателя мотоцикла. Регулировку карбюратора лучше всего проводить на специальном регулировочном станке с беговыми барабанами, на которых мотоцикл находится в работающем состоянии, либо проверять качество регулировки путем контрольной поездки в обычных дорожных условиях.
Регулировка карбюраторов К-30, К-26, К-28, К-37 и К-40 должна производиться путем постепенного изменения закрепления иглы в дроссельном золотнике. Так, например, если игла была закреплена за первую (сверху) канавку и при этом оказалось, что двигатель развивает недостаточную мощность, то нужно поднять иглу на одну канавку вверх и проверить работу двигателя в новом положении.
Уровень топлива в поплавковой камере карбюраторов К-26, К-30, К-28, К-40 и К-37
От уровня топлива в поплавковой камере в значительной степени зависит исправная работа всего карбюратора мотоцикла.
При повышении уровня происходит обогащение горючей смеси, которое в одних случаях вызывает повышенный расход топлива, а в других (при чрезмерном обогащении) — полную остановку двигателя мотоцикла. При понижении уровня топлива в поплавковой камере происходит обеднение горючей смеси, что также ухудшает работу двигателя и повышает расход топлива. Высота уровня топлива в поплавковой камере является определенной величиной, зависящей от удельного веса топлива. При описании конструкции карбюраторов К-26, К-28, К-30, К-40 и К-37 приводятся данные по высоте уровня топлива, которая определяется относительно верхней плоскости корпуса поплавковой камеры (от плоскости до уровня зеркала топлива) в миллиметрах; чтобы замерить уровень топлива, следует открыть бензокраник, выждать, пока карбюратор заполнится топливом, закрыть бензокраник, отсоединить бензопровод от крышки поплавковой камеры, снять крышку и замерить уровень.
Стандартный уровень топлива в поплавковой камере карбюраторов К-26, К-30, К-40, К-37 и К-28, устанавливаемых на советских мотоциклах, предусматривает применение бензина А-70 с удельным весом 0,72 и колебание удельного веса в пределах 0,04, т. е. от 0,68 до 0,76, не вызывающее заметного изменения уровня. В том случае, когда удельный вес применяемого топлива отличается от удельного веса бензина А-70 на более значительную величину, то для обеспечения подачи топлива в нужном количестве необходимо регулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюраторов К-26, К-28, К-30, К-40 и К-37 мотоциклов.
Применение топлива с меньшим удельным весом вызывает повышение уровня, при более тяжелом топливе уровень понижается.
Для регулировки уровня топлива в поплавковой камере в некоторых из карбюраторов К-28, К-26, К-40, К-30 и К-37 можно крепить поплавок на разной высоте (в двух положениях). В процессе эксплуатации уровень топлива в поплавковой камере карбюратора мотоцикла может изменяться вследствие заедания запорной иглы в открытом или закрытом положении или вследствие неплотного закрытия ее. Иногда для устранения такой неисправности достаточно слегка постучать по корпусу, если же это не достигает цели, приходится снимать крышку поплавковой камеры карбюратора и тщательно проверять запорную иглу.
Изменение производительности карбюраторов К-37, К-26, К-30, К-28 и К-40 и подбор жиклеров
Основным показателем пригодности жиклера карбюратора мотоцикла является его производительность или пропускная способность, определяющая количество топлива, которое может пропустить жиклер в единицу времени.
Для того, чтобы создать одинаковые условия для проверки жиклеров карбюраторов К-26, К-28, К-30, К-40 и К-37 и сравнения их между собой, производительность жиклеров проверяют при постоянном напоре, создаваемом столбом воды высотой 1 м, имеющей температуру 20 °C; при этом напоре определяют количество воды в кубических сантиметрах, которое протечет через жиклер карбюратора мотоцикла в 1 секунду (см3/сек).
Данные по производительности жиклеров приведены в описании конструкций карбюраторов К-28, К-26, К-30, К-37 и К-40.
Производительность жиклеров карбюраторов изменяется вследствие износа отверстий под действием протекающего топлива. Поэтому ее следует периодически проверять и при необходимости заменять жиклеры.
Для проверки на мотоцикле жиклеров карбюраторов К-26, К-28, К-30, К-37, К-40 существует много приборов как самодельных, так и изготовленных промышленными предприятиями.
При замене и подборе жиклеров следует иметь в виду, что одинаковая производительность жиклеров еще не означает, что при установке этих жиклеров в карбюратор получится одинаковый расход топлива, так как последний зависит не только от производительности жиклера, но и от положения его в распылителе, а также от положения самого распылителя.
Поскольку в расположении этих деталей могут быть некоторые отклонения, то при общей сборке может оказаться, что условия работы для разных жиклеров карбюраторов К-28, К-30, К-40, К-26 и К-37 не одинаковы, а это вызывает разницу в расходах топлива на мотоцикле. Поэтому, если регулировка производится в мастерской или цехе, то следует испробовать на одном карбюраторе несколько жиклеров и оставить тот, который покажет наименьший расход топлива на данном карбюраторе.
Другой жиклер, который на одном из карбюраторов К-40, К-26, К-28, К-30, К-37 не показал наименьшего расхода, может оказаться более подходящим для другого карбюратора мотоцикла.
Следует иметь в виду, что такой индивидуальный подбор полезен не только в отношении жиклера, но также и для иглы и для всего карбюратора в целом. Один и тот же карбюратор может показать на разных двигателях мотоциклов разные результаты, поэтому как для нормальной эксплуатации, так и для спортивных целей в особенности следует практиковать подбор карбюратора (из числа стандартных) по двигателю данного мотоцикла.