Устройство бензобаков, бензокраников и бензопроводов мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49, ИЖ-350 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Устройство бензобаков, бензокраников и бензопроводов мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49, ИЖ-350 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Мотоцикл К1Б «Киевлянин». Автор фото Stanislav Kozlovskiy, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Устройство бензобаков мотоциклов М-72, М1А «Москва» и ИЖ-49

Топливо для питания мотоциклетного двигателя поступает в карбюратор из бензобака самотеком.

На рис. 1 показаны приборы подачи топлива на мотоцикле М1А «Москва». Бензобак установлен на раме мотоцикла выше уровня карбюратора и имеет бензокраник, снабженный отстойником и сетчатым фильтром. При открытом кранике топливо поступает по бензопроводу в поплавковую камеру карбюратора.

Бензобаки мотоциклов, сварные из двух половин, изготовляют из мягкой стали путем глубокой вытяжки.

Внутри некоторых баков установлены перегородки с отверстиями, которые повышают жесткость стенок и уменьшают плескание топлива при движении.

Устройство бензобака и бензопровода мотоцикла М1А «Москва»: 1 — бензобак; 2 — пробка и мерный стакан; 3 — бензокраник с отстойником и фильтром; 4 — бензопровод; 5 — карбюратор; 6 — воздушный фильтр.

Рис. 1. Устройство бензобака и бензопровода мотоцикла М1А «Москва»: 1 — бензобак; 2 — пробка и мерный стакан; 3 — бензокраник с отстойником и фильтром; 4 — бензопровод; 5 — карбюратор; 6 — воздушный фильтр.

Для защиты от коррозии внутренняя поверхность бензобаков оцинковывается или покрывается бакелитовым лаком.

Бензобак мотоцикла М-72 (рис. 2) емкостью 22 л отличается тем, что имеет в верхней части углубление в виде ящика с крышкой для хранения инструмента. В наливное отверстие, закрываемое крышкой (пробкой), вставлен сетчатый фильтр. В нижней части бака вварена футорка, в которую ввернут бензокраник.

С боков бензобака установлены резиновые подушки — опоры для коленей.

Устройство бензобака и бензопровода мотоцикла М-72: 1 — бензобак; 2 — пробка бензобака; 3 — сетчатый фильтр наливного отверстия; 4 — крышка инструментального ящика; 5 — опоры для колен; 6 — соединительная трубка; 7 — бензокраник; 5 — бензопроводы.

Рис. 2. Устройство бензобака и бензопровода мотоцикла М-72: 1 — бензобак; 2 — пробка бензобака; 3 — сетчатый фильтр наливного отверстия; 4 — крышка инструментального ящика; 5 — опоры для колен; 6 — соединительная трубка; 7 — бензокраник; 5 — бензопроводы.

Бензобак мотоцикла М1А «Москва» (рис. 1) емкостью 9 л имеет крышку с мерным стаканом емкостью 75 см3, которым отмеривают масло для составления смеси с бензином перед заправкой.

Бензобак мотоцикла ИЖ-49 емкостью 13 л также имеет пробку с мерным стаканом емкостью 100 см3 и углубление в виде ящика с крышкой, как у мотоцикла М-72.

Устройство бензокраников и бензопроводов мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49, ИЖ-350 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

На советских мотоциклах устанавливались однотипные двухходовые бензокраники. Бензокраник (рис. 3) состоит из корпуса 1, золотника 2, сетчатого фильтра 7 и отстойника 4. На верхней части корпуса на штуцере установлены две трубки: длинная 8 и короткая 9.

В золотнике имеются осевые сверления: одно сквозное поперечное (по диаметру), другое радиальное. Сквозное сверление сообщает длинную трубку (при расходе основного запаса) с отстойником, а радиальное сверление служит для соединения резервной трубки с отстойником при повороте золотника.

 Устройство бензокраника и топливного фильтра мотоциклов: 2 — золотник; 1 — корпус; 4 — стакан отстойника; 3 — рукоятка краника; 6 — прокладка; 5 — каркас фильтра; 8 — основная трубка краника; 7 — сетчатый фильтр; 9 — трубка резерва.

Рис. 3. Устройство бензокраника и топливного фильтра мотоциклов: 2 — золотник; 1 — корпус; 4 — стакан отстойника; 3 — рукоятка краника; 6 — прокладка; 5 — каркас фильтра; 8 — основная трубка краника; 7 — сетчатый фильтр; 9 — трубка резерва.

При положении рукоятки бензокраника «О» мотоцикла (рис. 4) золотник повернут так, что радиальное сверление соединяет длинную трубку расхода основного топлива с каналом отстойника, и топливо поступает из бака по трубке через сверление золотника и канал в отстойник, затем через сетку фильтра в выпускной канал через ниппель в бензопровод мотоцикла.

Схема работы бензокраника мотоцикла

Рис. 4. Схема работы бензокраника мотоцикла.

После того, как израсходован основной запас топлива, уровень в баке опускается ниже конца длинной трубки, и подача топлива прекращается.

Однако в баке остается резервное количество топлива, и чтобы его использовать, следует повернуть рукоятку в положение «Р», при этом золотник поворачивается (рукояткой), радиальное сверление соединяет короткую трубку резервного топлива через осевое сверление и канал с отстойником.

При остановках мотоцикла подача топлива выключается путем поворота рукоятки в положение «3», при котором отверстия обеих трубок закрыты золотником.

Резервное количество топлива, которое остается в бензобаке в момент прекращения подачи при положении краника «О», составляет у мотоцикла М-72, ИЖ-350, ИЖ-49 и М1А «Москва» около 2,5 л, а у К1Б (К-1Б) «Киевлянин» — 1,5 л.

Бензопроводы от бензокраника к карбюратору мотоцикла изготовляются из бензостойкой резины и имеют диаметр 6,5 мм. Они удобны и надежны в эксплуатации в пределах одного года.