Устройство цилиндров двигателей мотоциклов М-72, М-75, М-76, М-35, ИЖ-350, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва», ГК-1, С2Б
Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Так как в цилиндре происходит сгорание рабочей смеси, и температура внутри него повышается до 2000 °C, то для нормальной работы двигателя необходимо непрерывно охлаждать цилиндр. Двигатели мотоциклов, как правило, охлаждаются встречным потоком воздуха. В двигателях гоночных мотоциклов ГК-1 и С2Б применена система водяного охлаждения. При воздушном охлаждении цилиндр снабжается ребрами 7 (рис. 1), которые увеличивают поверхность охлаждения. При водяном охлаждении цилиндр окружен водяной рубашкой.
Рис. 1. Устройство цилиндра двигателя мотоцикла М1А «Москва»: 1 — впускной патрубок; 2 — перепускное окно; 3 — выпускной патрубок; 4 — продувочный канал; 5 — продувочное окно; 6 — зеркало цилиндра; 7 — ребра охлаждения.
У советских мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва» и ИЖ-350 двигатели изготавливались одноцилиндровыми, а у мотоциклов М-35, М-72, М-75, М-76 — двухцилиндровыми. Цилиндры всех перечисленных двигателей представляют собой самостоятельную отливку. Цилиндры двигателей мотоциклов С2Б и ГК-1 отлиты в общем блоке. Материалом для изготовления цилиндров является легированный (с присадкой хрома и никеля) мелкозернистый чугун. В двигателе мотоцикла М-35 цилиндр изготовлен из алюминиевого сплава с запрессованной стальной гильзой. Это облегчает вес цилиндра и улучшает его охлаждение, так как теплоотдача алюминия выше, нежели чугуна.
Рис. 2. Устройство цилиндров двигателей мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и ИЖ-350: 1 — впускной патрубок; 2 — выпускные патрубки; 3 — ребра охлаждения; 4 — фланец цилиндра; 5 — продувочный канал.
Рис. 3. Устройство цилиндра двигателя мотоцикла М-72: 1 — зеркало цилиндра; 2 — ребра охлаждения; 3 — фланец крепления цилиндра; 4 — шпильки крепления карбюратора; 5 — фланец крепления карбюратора.
Рис. 4. Устройство цилиндров двигателей мотоциклов М-75 и М-76: 1 — фланец крепления цилиндра; 2 — ребра охлаждения; 3 — трубки штанг толкателя.
Цилиндр двигателя мотоцикла служит также для направления движения поршня. Поэтому внутренняя поверхность цилиндра 6, по которой движется поршень, шлифована. Она называется зеркалом цилиндра. Снаружи на цилиндре имеется патрубок 1 для крепления карбюратора, выпускной патрубок 3 для крепления выпускной трубы и фланец для крепления цилиндра к картеру (см. поз. 1 на рис. 4). Патрубок для крепления карбюратора на двигателе мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» крепится к цилиндру двумя болтами. Цилиндры двигателей мотоциклов М1А «Москва» (рис. 1) и М-35 крепятся к картеру вместе с головками четырьмя длинными сквозными шпильками.
Цилиндры двигателей мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», ИЖ-350 (рис. 2), М-72 (рис. 3), М-75 и М-76 (рис. 4) крепятся к картеру при помощи шпилек. Между цилиндром и картером установлены прокладки, изготовленные из бумаги вианиб. В цилиндрах двигателя мотоцикла М-72 отлиты клапанные коробки и сделаны отверстия для клапанов, называемые клапанными седлами. Клапанные седла соединены каналами с впускным и выпускным патрубками. В цилиндрах двухтактных двигателей мотоциклов имеются продувочные каналы 4 (см. рис. 1).
Рис. 5. Устройство головки цилиндра двигателя мотоцикла М-72: 1 — камера сжатия; 2 — отверстия для болтов крепления головки цилиндра; 3 — запальная свеча; 4 — ребра охлаждения; 5 — футорка свечи; 6 — межреберная связь.
В двигателях мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва» и ИЖ-350 цилиндры расположены почти вертикально с небольшим наклоном вперед. В двигателях мотоциклов М-35, М-72, М-75 и М-76 цилиндры расположены горизонтально-противоположно поперек рамы. В двигателе гоночного мотоцикла ГК-1 цилиндры расположены горизонтально вдоль рамы. Цилиндры двигателя гоночного мотоцикла С2Б, отлитые в одном блоке, расположены в вертикальной плоскости рамы Л-образно.
Верхняя крышка цилиндра двигателя мотоцикла называется головкой цилиндра (рис. 5). Она выполнена съемной и крепится к цилиндру посредством шпилек и болтов. Для лучшей теплоотдачи головка цилиндра изготовлена из алюминиевого сплава и снабжена ребрами 4. Головка цилиндров двигателя гоночного мотоцикла С2Б отлита из бронзы и ребер не имеет, так как у этого двигателя охлаждение водяное. Каждая Л-образная пара полуцилиндров имеет общую головку. Головка цилиндра сверху и днище поршня снизу образуют камеру сжатия, в которой сжимается рабочая смесь. Для лучшего уплотнения между цилиндром и головкой устанавливается специальная металлоасбестовая или графитированная из армированного полотна прокладка. В головках цилиндров имеются отверстия для свечей, а у мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва» (рис. 6) и ИЖ-350 также отверстия для клапана декомпрессора 5.
Рис. 6. Устройство головки цилиндров двигателей мотоциклов М1А «Москва» и ИЖ-350: 1 — камера сжатия; 2 — отверстия для шпилек; 3 — запальная свеча; 4 — ребра охлаждения; 5 — декомпрессор.
В двигателях мотоциклов М-35, М-75 и М-76 (рис. 7) седла 3 клапана расположены не в цилиндре, а изготовлены из специальной стали и запрессованы в алюминиевые головки. У этих двигателей мотоциклов соответственно и впускные и выпускные патрубки, а также отверстия для клапанов размещены не в цилиндре, а в головке цилиндра. Кроме того, в головке цилиндра просверлены косые отверстия для штанг толкателей.
Рис. 7. Устройство головки цилиндра двигателя мотоцикла М-76: 1 — камера сжатия; 2 — выпускной патрубок; 3 — седло клапана; 4 — фланец крепления карбюратора; 5 — ребра охлаждения; 6 — клапан; 7 — шпильки крепления крышки головки цилиндра; 8 — клапанная пружина.