Устройство и принцип работы декомпрессоров двигателей мотоциклов ИЖ-350, К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»
Мотоцикл ИЖ-350 во Владивостокском музее автомотостарины. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
В двухтактных двигателях мотоциклов К-1Б (К1Б) «Киевлянин», ИЖ-350 и М1А «Москва» для продувки цилиндра от остатков несгоревшего топлива и масла применяется специальный клапан, называемый декомпрессором. Он используется также при пуске двигателя для уменьшения сжатия.
В двигателях мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва» и ИЖ-350 декомпрессор ввернут в отверстие головки цилиндров.
Устройство и принцип работы декомпрессора двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»
Корпус 4 декомпрессора (рис. 1) на двигателе мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» изготовлен из стали и имеет два сквозных отверстия: одно продольное осевое и второе 3 — поперечное. На наружной поверхности корпуса декомпрессора двигателя мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» имеются шестигранник 5 для ключа и резьба 11 для крепления декомпрессора в головке цилиндра. Продольное отверстие заканчивается отшлифованной конической фаской 2, которая является седлом клапана. В продольное отверстие корпуса вставлен стальной клапан, состоящий из стержня 6 и головки 1. Головка также имеет коническую шлифованную фаску, которая садится в седло корпуса. Для герметичности клапан и седло притерты.
Рис. 1. Декомпрессор двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — головка клапана; 2 — седло клапана; 3 — поперечное отверстие; 4 — корпус декомпрессора; 5 — шестигранник; 6 — стержень клапана; 7 — колпачок пружины; 8 — пружинка; 5 — шайба; 10 — шплинт; 11 — резьба корпуса.
Для возможности притирки на головке клапана двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» сделан паз под отвертку. На выступающем из корпуса стержне клапана установлены стальной колпачок 7, спиральная пружинка 8 и шайба 9 и закреплены посредством шплинта 10, вставленного в отверстие, просверленное в стержне клапана. Таким образом, пружинка, упираясь одним концом через колпачок в торец корпуса, а вторым в шайбу, прижимает головку клапана к седлу. Для сообщения полости цилиндра двигателя мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» с атмосферой необходимо нажать на стержень клапана. При этом продувка происходит через продольное и поперечное отверстия. Нажатие на стержень производит рычаг декомпрессора двигателя мотоцикла, установленный на самом декомпрессоре.
При нажатии на рычаг, расположенный на левом конце руля мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин», усилие через трос передается на плечо рычага декомпрессора, который поворачивается вокруг своей оси и нажимает на стержень клапана 6. При этом сжимается пружинка 8, открывается клапан 1 и цилиндр сообщается с атмосферой.
Устройство и принцип работы декомпрессоров двигателей мотоциклов ИЖ-350 и М1А «Москва»
На двигателях мотоциклов М1А «Москва» и ИЖ-350 принцип работы декомпрессора совершенно аналогичен. В корпусе этого декомпрессора отверстия для выпуска газа просверлены не поперек, как у мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин», а под углом в верхней шестигранной части. В двигателе мотоцикла ИЖ-350 таких отверстий два, а в двигателе мотоцикла М1А «Москва» — одно (рис. 2). В верхней шестигранной части 6 корпуса 5 декомпрессора обоих двигателей имеется отверстие 14 с прорезью для крепления наконечника троса. Клапан отличается от клапана двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» тем, что под головкой 1 на нем имеется направляющий квадрат 2, а на противоположном конце резьба 10. На наружный конец стержня 15 клапана надета спиральная пружина 8. Одним концом она упирается в корпус 5 декомпрессора, а вторым — в упор 9 декомпрессора.
Рис. 2. Декомпрессор двигателя мотоцикла М1А «Москва»: 1 — головка клапана; 2 — направляющий квадрат клапана; 3 — резьба корпуса; 4 — прокладка декомпрессора; 5 — корпус декомпрессора; 6 — шестигранник; 7 — отверстие для выпуска газа; 8 — пружина; 9 — упор декомпрессора; 10 — резьба стержня клапана; 11 — штифт; 12 — гнездо наконечника оболочки троса; 13 — выточка для пружины; 14 — отверстие для наконечника троса; 15 — стержень клапана; 16 — седло клапана.
Упор установлен на резьбе 10 на наружном конце стержня 15 клапана двигателя мотоцикла М1А «Москва» и закреплен посредством штифта 11, проходящего через отверстие в упоре и в стержне клапана. В упоре 9 имеется выточка 13 для торца пружины и гнездо 12 с прорезью. Гнездо 12 служит упором наконечника оболочки троса, а прорезь нужна для установки троса, наконечник которого входит в гнездо 12 корпуса декомпрессора двигателя мотоцикла. При нажатии на рычаг 8 (рис. 3), расположенный на левом конце руля мотоцикла, усилие троса 5, наконечник 4 которого упирается в корпус декомпрессора 1, передается на упор 6, который толкает клапан 2 внутрь головки цилиндра 7. При этом сжимается пружина 3. Закрытие клапана происходит благодаря действию пружины 3.
Рис. 3. Действие декомпрессора двигателя мотоцикла М1А «Москва»: 1 — корпус декомпрессора; 2 — клапан; 8 — пружина; 4 — наконечник троса; 5 — трос; 6 — упор декомпрессора; 7 — головка цилиндра; 8 — рычаг привода декомпрессора.