Устройство и принцип работы генераторов Г-11, Г-35 и Г-36, устанавливаемых на мотоциклах М-72, К-125, М1А «Москва, ИЖ-49 и ИЖ-350, техническое обслуживание генератора
Мотоцикл М-72. Автор фото Kora27, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Принцип работы и устройство и генератора Г-11
Генератор Г-11 (рис. 1), установленный на мотоцикле М-72, имеет мощность 45 Вт, напряжение 6 В, максимальное число оборотов в минуту 7500.
Якорь генератора Г-11 приводится во вращение посредством шестеренчатой передачи от распределительного вала двигателя.
Особенностью генератора Г-11 мотоцикла является наличие одной полюсной катушки, вследствие чего якорь установлен в корпусе эксцентрично.
Такое устройство позволяет легко производить регулировку зазора между зубьями приводных шестерен за счет поворота корпуса в ту или иную сторону.
Рис. 1. Устройство генератора Г-11 мотоцикла М-72: 2 — полюсный башмак; 1 — корпус; 4 — передняя крышка корпуса; 3 — обмотка возбуждения; 6 — якорь; 5 — защитная лента; 8 — задняя крышка; 7 — коллектор; 9 — щетки.
Корпус 1 генератора Г-11 мотоцикла М-72 установлен в верхней части двигателя на специальной подушке и закреплен хомутом. Передний конец генератора Г-11 с шестерней привода вставлен в окно, в верхней части картера, так, чтобы шестерня генератора зацеплялась с шестерней распределительного вала. Для предотвращения пропуска масла из картера между ним и корпусом генератора Г-11 ставится уплотнительная прокладка.
Щеткодержатели с щетками 9 генератора Г-11 мотоцикла М-72 установлены на стенке задней крышки 8 генератора. Для доступа к щеткам на боковой поверхности задней крышки сделаны окна, закрываемые защитной лентой 5. На передней крышке 4 генератора находятся выводные зажимы Ш и Я, изолированные от массы.
К зажиму Ш генератора Г-11 мотоцикла М-72 внутри присоединен конец обмотки возбуждения, а к зажиму Я — щетка.
С наружной стороны зажим Ш генератора Г-11 мотоцикла М-72 соединен с зажимом Ш — реле регулятора, а к зажиму Я присоединены провода от реле регулятора и от зажима Я — центрального переключателя.
Принцип работы и устройство и генераторов Г-35 и Г-36
Генератор Г-35 (рис. 2), устанавливаемый на мотоциклах К-125 и М1А «Москва», имеет мощность 36 Вт при напряжении 6 В.
Генератор Г-36 мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350 развивает мощность 45 Вт также при напряжении 6 В.
По устройству генераторы Г-35 и Г-36 отличаются весьма незначительно.
Корпус 1 генераторов Г-35 и Г-36 мотоциклов установлен в правой половине картера под крышкой. Внутри на корпусе закреплены 6 полюсных катушек 2. На крышке корпуса (внутри) установлены два щеткодержателя 11 со щетками 3.
Рис. 2. Устройство генераторов Г-35 и Г-36 мотоциклов М1А «Москва» и ИЖ-49: 1 — корпус; 2 — полюсные катушки (обмотка возбуждения); 3 — щетки; 4 — якорь; 5 — коллектор; 6 — обмотка якоря; 7 — винты крепления неподвижного контакта; 8 — подвижный контакт; 9 — основная пластинка; 10 — рычажок; 11 — щеткодержатели; 12 — кулачок; 13 — винт крепления основной пластины; 14 — конденсатор.
На крышке генераторов Г-35 и Г-36 мотоциклов, снаружи, расположены три зажима: П (Пр.), соединенный с рычажком прерывателя; Ш (ДШ), соединенный с обмоткой возбуждения; Я (Д+), соединенный с положительной щеткой, и отдельный провод, который соединен в мотоциклах К-125 и ИЖ-49 (ИЖ-350) с зажимом АМ коробки электроприборов, а в мотоцикле М1А «Москва» — с боковым зажимом на коробке реле регулятора. Этот провод соединяет на массу минус батареи и обмотку возбуждения генератора. Кроме того, на крышке корпуса генератора мотоцикла смонтирован прерыватель. Кулачок прерывателя вместе с якорем установлен на правой коренной шейке коленчатого вала, к которой они крепятся общим болтом.
Напряжение генераторов Г-35 и Г-36 регулируется регулятором напряжения.
Техническое обслуживание генератора
Техническое обслуживание генератора заключается в регулярной смазке, проверке крепления, чистке коллектора и щеток и смене щеток.
При трении щеток генератора о коллектор поверхность его загрязняется графитовой пылью. Загрязнение усиливается из-за масла, попадающего на коллектор из подшипников. При своевременном уходе достаточно протереть коллектор генератора тряпочкой, смоченной в бензине.
Если это не достигает цели и на коллекторе остаются полосы от щеток, можно прошлифовать коллектор бархатной стеклянной бумагой № 00. Применение более крупной стеклянной бумаги недопустимо. При более серьезных повреждениях коллектора ремонт производится в мастерской.
Подшипники генератора следует смазывать через имеющиеся масленки через каждые 3–5 тыс. км пробега, применяя сорт смазки в соответствии с указаниями заводской инструкции по уходу.