Устройство и принцип работы карбюратора К-28 (К-28Г, К-28В), устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 и др.

Устройство и принцип работы карбюратора К-28 (К-28Г, К-28В), устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 и др.

Мотоцикл ИЖ-49 в Нижегородском зоопарке «Лимпопо». Автор фото Апатинаити, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство карбюратора К-28 (К-28Г, К-28В)

Карбюратор К-28 предназначен для одноцилиндровых мотоциклетных двигателей с рабочим объемом до 350 см3 (мотоциклы ИЖ-350, ИЖ-49 и др.). Карбюратор К-28 существует в двух вариантах:

а) карбюратор К-28Г с горизонтально расположенной смесительной камерой и горизонтальным перемещением дроссельного золотника;

б) карбюратор К-28В с вертикальным расположением смесительной камеры и вертикальным перемещением дроссельного золотника.

Дозировка горючей смеси в карбюраторе К-28, устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 и др., производится посредством воздушно-механического торможения топлива. В карбюраторе К-28 имеются устройство для холостого хода и воздушная заслонка. Карбюратор К-28 (рис. 1 и 2) состоит из поплавковой и смесительной камер. Поплавковая камера крепится к смесительной камере посредством прилива и пустотелой пробки 8 на резьбе. В приливе проходит канал 7 (см. рис. 1), через который топливо поступает из поплавковой камеры в смесительную.

Устройство карбюратора К-28, устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 и др.: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — крышка; 3 — штуцер; 4 — утопитель поплавка; 5 — игла поплавка; 6 — поплавок; 7 — топливный канал; 8 — соединительная пробка карбюратора К-28; 9 — главный жиклер; 10 — распылитель; 11 — винт холостого хода; 12 — дозирующая игла; 13 — винт упора дроссельного золотника; 14 — дроссельный золотник карбюратора К-28; 15 — замок иглы; 16 — пружина золотника; 17 — ограничитель; 18 — пломба; 19 — крышка смесительной камеры карбюратора К-28; 20 — трос; 21 — контргайка штуцера; 22 — оболочка троса воздушной заслонки; 23 — трос; 24 — воздушная заслонка; 25 — воздушный патрубок; 26 — воздушный дозирующий канал карбюратора К-28; 27 — канал холостого хода; 28 — стяжной хомутик.

Рис. 1. Устройство карбюратора К-28, устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 и др.: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — крышка; 3 — штуцер; 4 — утопитель поплавка; 5 — игла поплавка; 6 — поплавок; 7 — топливный канал; 8 — соединительная пробка карбюратора К-28; 9 — главный жиклер; 10 — распылитель; 11 — винт холостого хода; 12 — дозирующая игла; 13 — винт упора дроссельного золотника; 14 — дроссельный золотник карбюратора К-28; 15 — замок иглы; 16 — пружина золотника; 17 — ограничитель; 18 — пломба; 19 — крышка смесительной камеры карбюратора К-28; 20 — трос; 21 — контргайка штуцера; 22 — оболочка троса воздушной заслонки; 23 — трос; 24 — воздушная заслонка; 25 — воздушный патрубок; 26 — воздушный дозирующий канал карбюратора К-28; 27 — канал холостого хода; 28 — стяжной хомутик.

В смесительной камере карбюратора К-28 мотоцикла находится главный жиклер 9 с распылителем 10, устройство для работы на холостом ходу, дроссельный золотник 14 с воздушной заслонкой 24 (корректором).

Жиклер карбюратора К-28 ввернут в нижнюю часть распылителя, а распылитель, в свою очередь, ввертывается в отверстие в нижней части корпуса смесительной камеры, так что верхний конец распылителя выходит в смесительную камеру.

Дроссельный золотник карбюратора К-28, как обычно, вставлен в цилиндрическое отверстие вертикального патрубка в верхней части корпуса смесительной камеры.

В золотнике карбюратора К-28 мотоцикла имеется продольный паз, в который вставлена воздушная заслонка. Над золотником установлены две возвратных пружины: для золотника и для воздушной заслонки.

Для работы на холостом ходу в карбюраторе К-28 имеется устройство, которое состоит (см. рис. 2) из топливного канала 5, воздушного канала 4 и двух винтов: винта 6 для регулировки качества смеси и винта 13 (рис. 1) упора дроссельного золотника. Топливный канал, соединяющий пространство под жиклером со смесительной камерой карбюратора К-28 мотоцикла, имеет два выходных отверстия по обе стороны стенки дроссельного золотника (рис. 2). Топливный канал сообщается с атмосферным воздухом посредством воздушного канала 4.

Схема карбюратора К-28, устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350 и др.: 1 — поплавковая камера; 2 — смесительная камера карбюратора К-28; 3 — главный жиклер; 4 — воздушный канал с фильтром; 5 — каналы холостого хода; 6 — винт регулировки холостого хода; 7 — дозирующая игла; 8 — дроссельный золотник карбюратора К-28; 9 — воздушная заслонка.

Рис. 2. Схема карбюратора К-28, устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350 и др.: 1 — поплавковая камера; 2 — смесительная камера карбюратора К-28; 3 — главный жиклер; 4 — воздушный канал с фильтром; 5 — каналы холостого хода; 6 — винт регулировки холостого хода; 7 — дозирующая игла; 8 — дроссельный золотник карбюратора К-28; 9 — воздушная заслонка.

Наружное отверстие этого канала имеет сетчатый фильтр, кроме того, канал может быть перекрыт посредством регулировочного конического винта 6.

Работа карбюратора К-28 при пуске двигателя мотоцикла

При пуске двигателя мотоцикла для обогащения горючей смеси применяется воздушная заслонка, которая опускается вниз, в то время как дроссельный золотник карбюратора К-28 немного открыт. После того как двигатель начнет работать, воздушная заслонка должна быть поднята.

Работа карбюратора К-28 на холостом ходу

После пуска двигатель мотоцикла прогревают на средних оборотах. Прогретый двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу.

При работе на холостом ходу дроссельный золотник карбюратора К-28 опущен и горючая смесь поступает из специального устройства. Вначале внутреннее выходное отверстие канала холостого хода находится под атмосферным давлением, а наружное выходное отверстие — под разрежением, и из него в выпускной патрубок карбюратора К-28 поступают частицы топлива в смеси с воздухом (из воздушного капала).

По мере поднятия дроссельного золотника в карбюраторе К-28 мотоцикла открывается второе (внутреннее) выходное отверстие и разрежение передается к нему, поэтому над первым отверстием разрежение уменьшается, а над вторым — увеличивается, и топливо начинает поступать из обоих отверстий. По мере дальнейшего подъема золотника карбюратора К-28 разрежение над отверстиями канала малых оборотов уменьшается, а над отверстием распылителя главного жиклера возрастает, и наступает момент, когда топливо перестает поступать из отверстий канала холостого хода. Тогда образование горючей смеси происходит за счет топлива, поступающего из распылителя главного жиклера.

Работа карбюратора К-28 на средних нагрузках двигателя мотоцикла

При работе на средних нагрузках золотник карбюратора К-28 поднят на 50–70%, и топливо поступает из распылителя главного жиклера; дозировка количества топлива, а, следовательно, и состав горючей смеси определяются положением конической иглы и воздушным торможением.

С увеличением нагрузки на двигатель мотоцикла дроссельный золотник карбюратора К-28 поднимается выше, и количество поступающего воздуха увеличивается. Вместе с этим возрастает и количество топлива, поступающего из распылителя жиклера в связи с тем, что вместе с золотником поднимается коническая игла и увеличивается сечение распылителя жиклера.

Работа карбюратора К-28 на полных нагрузках

Дроссельный золотник карбюратора К-28 мотоцикла поднимается настолько, что конец иглы выходит из распылителя и перестает тормозить истечение топлива. При работе на этом режиме необходимый состав рабочей смеси поддерживается посредством воздушного торможения. Производительность главного жиклера карбюратора К-28 равна 190 см3/мин.