Устройство и принцип работы карбюраторов К-26 и К-З0, устанавливаемых на мотоциклах К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»

Устройство и принцип работы карбюраторов К-26 и К-З0, устанавливаемых на мотоциклах К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»

Мотоцикл К1Б «Киевлянин». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство карбюраторов К-26 и К-З0

Карбюратор К-26, устанавливаемый на мотоцикле К1Б (К-1Б) «Киевлянин», и карбюратор К-30, устанавливаемый на мотоцикле М1А «Москва», сходны между собой по устройству и принципу работы, отличаясь размерами.

Карбюраторы К-26 и К-30 (рис. 1) относятся к карбюраторам, в которых необходимый состав горючей смеси поддерживается механическим торможением топлива. Карбюраторы мотоциклов К-1Б (К1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва» состоят из поплавковой и смесительной камер в общей отливке.

В поплавковой камере 1 карбюратора К-30 (К-26) находится пустотелый латунный поплавок 2, закрепленный на запорной игле посредством пружинной защелки. Нижняя часть запорной иглы входит в направляющее отверстие в дне поплавковой камеры, а верхняя часть входит в отверстие в крышке 3 поплавковой камеры, через которое поступает топливо.

Устройство карбюратора К-30, устанавливаемого на мотоцикле М1А «Москва»: 1 — поплавковая камера; 2 — поплавок с иглой; 3 — крышка поплавковой камеры со штуцером бензопровода; 4 — утопитель поплавка; 5 — болт крепления; 6 — корпус смесительной камеры карбюратора К-30; 7 — топливный канал; 8 — жиклер; 9 — пробка отстойника; 10 — распылитель; 11 — игла золотника; 12 — дроссельный золотник карбюратора К-30; 13 — замок крепления иглы в золотнике; 14 — пружина золотника (возвратная); 15 — крышка; 16 — штуцерная гайка регулировки малых оборотов двигателя; 17 — трос золотника; 18 — оболочка троса.

Рис. 1. Устройство карбюратора К-30, устанавливаемого на мотоцикле М1А «Москва»: 1 — поплавковая камера; 2 — поплавок с иглой; 3 — крышка поплавковой камеры со штуцером бензопровода; 4 — утопитель поплавка; 5 — болт крепления; 6 — корпус смесительной камеры карбюратора К-30; 7 — топливный канал; 8 — жиклер; 9 — пробка отстойника; 10 — распылитель; 11 — игла золотника; 12 — дроссельный золотник карбюратора К-30; 13 — замок крепления иглы в золотнике; 14 — пружина золотника (возвратная); 15 — крышка; 16 — штуцерная гайка регулировки малых оборотов двигателя; 17 — трос золотника; 18 — оболочка троса.

В крышке поплавковой камеры карбюратора К-30 (К-26) установлен утопитель поплавка 4, кнопка которого выступает над крышкой. Кроме того, на крышке имеется штуцер для присоединения бензопровода.

Утопитель поплавка карбюратора К-26 (К-30) мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» (М1А «Москва») служит для обогащения горючей смеси при пуске двигателя мотоцикла, а также для проверки подачи топлива. При нажатии на утопитель поплавок карбюратора К-30 (К-26) опускается вниз, запорная игла открывает проход для топлива, которое при этом начинает поступать из жиклера 8 под полным напором (по уровню бензобака), обогащая состав горючей смеси.

На корпусе смесительной камеры карбюратора К-30 (К-26) имеются два горизонтальных патрубка и один вертикальный с внутренними цилиндрическими каналами. Один из горизонтальных патрубков служит для крепления карбюратора на впускном патрубке двигателя мотоцикла. Через этот патрубок в двигатель поступает горючая смесь из карбюратора. Второй горизонтальный патрубок является воздушным — через него в карбюратор поступает воздух; на этом патрубке крепится воздухоочиститель мотоцикла.

В вертикальный патрубок вставлен дроссельный золотник 12 с дозирующей иглой 11, которая крепится в золотнике карбюратора К-26 (К-30) пружинным замком 13. На верхней части иглы имеются четыре канавки, посредством которых иглу можно закреплять выше или ниже и таким путем регулировать количество топлива, которое поступает из жиклера карбюратора К-30 (К-26). В нижнюю часть золотника вставлен наконечник троса 17 управления, посредством которого дроссельный золотник поднимается вверх.

Дроссельный золотник карбюратора К-30 (К-26) М1А «Москва» (К-1Б (К1Б) «Киевлянин») опускается вниз под действием возвратной пружины 14, находящейся между золотником и крышкой корпуса. Снаружи на крышке корпуса смесительной камеры карбюратора К-26 (К-30) установлен упор с контргайкой для оболочки 18 троса дроссельного золотника.

Посредством этого упора можно регулировать натяжение троса, а также и работу двигателя мотоцикла на малых оборотах холостого хода.

В нижней части корпуса смесительной камеры карбюратора К-30 (К-26) имеется прилив с отверстием, закрытым пробкой; в этом приливе находится распылитель 10 жиклера, в нижнее отверстие которого ввернут жиклер 8. Внутренняя часть прилива сообщается с поплавковой камерой карбюратора К-26 (К-30) посредством канала 7, через который топливо поступает из поплавковой камеры к жиклеру.

Работа карбюратора К-26 (К-30) при пуске двигателя мотоцикла

При пуске двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» или М1А «Москва» необходимо обогатить горючую смесь, для чего следует нажать на утопитель поплавка карбюратора К-30 (К-26). Когда из отверстия в крышке начнет вытекать бензин, нажатие следует прекратить, затем закрыть воздушную заслонку на воздухоочистителе и немного приоткрыть дроссельный золотник.

После того как двигатель мотоцикла начнет работать, — открыть воздушную заслонку, прогреть двигатель на средних оборотах.

Работа карбюратора К-26 (К-30) на малых оборотах холостого хода

При работе на холостом ходу топливо для образования горючей смеси подается из распылителя жиклера карбюратора К-30 (К-26), а воздух поступает из воздушного патрубка в щель между золотником и распылителем. Устойчивость работы двигателя мотоцикла на малых оборотах зависит от величины щели между дроссельным золотником и распылителем, которая регулируется посредством упора оболочки троса на крышке корпуса смесительной камеры карбюратора. При вывинчивании упора оболочка троса натягивается сильнее и щель увеличивается, а при завинчивании упора щель уменьшается.

Работа карбюратора К-30 (К-26) на средних нагрузках двигателя

При работе двигателя мотоцикла М1А «Москва» или К1Б (К-1Б) «Киевлянин» на средних нагрузках топливо для образования горючей смеси также поступает из распылителя жиклера карбюратора К-26 (К-30), а воздух — из воздушного патрубка. В распылителе находится конический конец дозирующей иглы, посредством которого регулируется необходимое количество топлива, вытекающего из распылителя.

Работа карбюратора К-30 (К-26) на полных нагрузках двигателя

При полных нагрузках двигателя мотоцикла М1А «Москва» или К1Б (К-1Б) «Киевлянин» дроссельный золотник карбюратора К-30 (К-26) поднимается до конца, при этом конический конец дозирующей иглы постепенно выходит из распылителя, увеличивая его проходное сечение. При полном открытии дроссельного золотника топливо поступает из распылителя карбюратора К-30 (К-26) без торможения, поэтому состав горючей смеси изменяется в зависимости от разрежения над распылителем, как в простейшем карбюраторе.

Регулировочные данные карбюратора К-30:
— производительность главного жиклера: 135 см3/мин;
— уровень топлива в поплавковой камере: 25+1 мм;
— вес поплавка: 8±0,5 г.