Устройство и принцип работы масляных насосов двигателей мотоциклов М-72 и М-35
Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
На советских мотоциклах М-72 и М-35 применялись шестеренчатые масляные насосы. Они просты по устройству и надежны в работе.
Принцип работы и устройство масляного насоса мотоцикла М-72
На рис. 2 представлен масляный насос двигателя мотоцикла М-72. Корпус 1 масляного насоса изготовлен из алюминиевого сплава и имеет два сквозных вертикальных отверстия, в которые вставлены хвостовики ведущей 5 и ведомой 3 шестерен насоса. В корпусе масляного насоса, который крепится двумя болтами к картеру, высверлен косой канал 2. Пространство, где размещены шестерни масляного насоса двигателя мотоцикла М-72, сообщено с вертикальным каналом задней стенки картера, по которому масло подается в главную магистраль 32 (рис. 1). Внизу корпуса сделано впускное отверстие 4 (рис. 2) для засасывания масла из поддона в насос. Снизу насос закрыт крышкой, привернутой к корпусу двумя болтами.
Рис. 1. Схема смазки двигателя мотоцикла М-72: 1 — масляный насос; 2 — картер двигателя мотоцикла; 3 — соединительная муфта ведущей шестерни; 4 — вертикальный канал, соединяющий масляный насос с главной магистралью; 5 — масляный канал к заднему подшипнику; 6 — радиальное отверстие в пальце кривошипа; 7 — маслосточный канал; 8 — маслоотражательная канавка; 9 — сальник; 10 — маслоотражатель; 11 — корпус подшипника задний; 12 — маслоподводящие каналы; 13 — распределительный валдвигателя мотоцикла М-72; 14 — задний масляный карман; 15 — задний подшипник распределительного вала; 16 — шестерня ведущая привода масляного насоса мотоцикла М-72; 17 — шестерня ведомая привода масляного насоса; 18 — выемка для смазки валика привода масляного насоса; 19 — отверстие для смазки бронзовой втулки привода масляного насоса; 20 — бронзовая втулка привода масляного насоса; 21 — передний масляный карман; 22 — передний подшипник распределительного вала двигателя мотоцикла М-72; 23 — роликовый шатунный подшипник; 24 — маслопроводная трубка; 25 — внутренняя полость пальца кривошипа; 26 — распределительные шестерни; 27 — отверстие для смазки поршневого пальца; 28 — радиальная выемка в корпусе подшипника; 29 — коленчатый вал двигателя мотоцикла М-72; 30 — маслоканал к переднему подшипнику; 31 — сливное отверстие; 32 — главная магистраль.
Ведущая и ведомая шестерни изготовлены из специальной стали и зацементированы (или зацианированы). Обе шестерни снабжены цилиндрическими шлифованными хвостовиками. На конце хвостовика ведущей шестерни, имеющем квадратное сечение, надета стальная соединительная муфта 7, которая вращается заодно целое с ведущей шестерней. В крышке сделаны отверстия для болтов, крепящих масляный насос к картеру двигателя мотоцикла М-72, и для болтов, крепящих крышку к корпусу насоса, а также отверстие для засасывания масла. Между корпусом и крышкой проложена бумажная прокладка.
Рис. 2. Устройство масляного насоса двигателя мотоцикла М-72: 1 — корпус масляного насоса; 2 — выходное отверстие; 3 — ведомая шестерня; 4 — впускное отверстие; 5 — ведущая шестерня; 6 — фильтр насоса; 7 — соединительная муфта ведущей шестерни; 8 — штанга соединительная ведущей шестерни; 9 — шестерня привода масляного насоса; 10 — шестерня ведущая; 11 — распределительный вал двигателя мотоцикла М-72.
Снаружи корпуса установлен сетчатый фильтр 6. Он прикреплен к корпусу теми же двумя болтами, которыми прикреплена крышка насоса. Болты законтрены проволокой.
Масло из поддона через фильтр и впускное отверстие 4 попадает в масляный насос двигателя мотоцикла М-72 и заполняет промежутки между зубьями шестерен 3 и 5. Наружная поверхность зубьев плотно прилегает к корпусу насоса. При вращении шестерен масло, заполняющее их впадины, перегоняется от впускного отверстия 4 к выходному 2 и далее по каналу (см. рис. 3) в задней стенке картера двигателя мотоцикла М-72 в главную масляную магистраль 32 (рис. 1). Ведущая шестерня насоса получает вращение от распределительного вала 11 (рис. 2). Винтовая шестерня 10 распределительного вала двигателя мотоцикла М-72 вращает шестерню 9 привода масляного насоса, хвостовик которой помещен в бронзовой втулке, вертикально запрессованной в отверстие картера. Шестерня изготовлена из специальной стали и зацементирована (или зацианирована).
Рис. 3. Комбинированная система смазки двигателя мотоцикла М-72: 1 — корпус масляного насоса; 2 — валик ведущей шестерни насоса; 3 — ось ведомой шестерни; 4 — сетчатый фильтр насоса; 5 — масляная ванна картерадвигателя мотоцикла М-72; 6 — поддон картера; 7 — смазочные отверстия пальцев кривошипа; 8 — фильтр-пеногаситель; 9 — пальцы кривошипа; 10 — коленчатый вал; 11 — масляный карман; 12 — отверстия для смазки подшипника распределительного вала; 13 — распредвал двигателя мотоцикла М-72; 14 — штанга привода масляного насоса; 15 — отверстие клапанной коробки; 16 — отверстие для смазки цилиндра; 17 — маслосъемное кольцо; 18 — отверстие для смазки поршневого пальца; 19 — кольцевая канавка для смазки цилиндров двигателя мотоцикла М-72; 20 — пробка маслозаливной горловины; 21 — масляный канал; 22 — прокладка; 23 — сливная пробка.
Внутри хвостовика шестерни сделано сквозное отверстие квадратного сечения. Ведущая шестерня 5 соединена с шестерней 9 привода масляного насоса двигателя мотоцикла М-72 посредством стальной соединительной штанги 8, также имеющей квадратное сечение. Оба конца штанги обработаны на конус. Нижний конец штанги вставлен в квадратное отверстие соединительной муфты 7, а верхний — в хвостовик шестерни 9 привода насоса. В верхнем конце штанги имеется отверстие, в которое вставлен шплинт, упирающийся в торец хвостовика шестерни 9 привода и предохраняющий от выскакивания штанги 8. В верхней стенке картера двигателя мотоцикла М-72 имеется отверстие 15 (см. рис. 4), закрытое заглушкой. Через это отверстие производится установка шестерни привода масляного насоса мотоцикла М-72.
Рис. 4. Устройство картеров двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76: 1 — наливная горловина; 2 — фланец крепления цилиндра; 3 — проточка для смазки распределительных шестерен; 4 — отверстие для стока масла в картер двигателя мотоцикла М-72; 5 — отверстие для переднего подшипника коленчатого вала; 6 — отверстие для смазки; 7 — отверстие для переднего подшипника распределительного вала; 8 — коробка распределительных шестерен; 9 — люк для шестерни генератора; 10 — боковое отверстие; 11 — трубка маслопровода мотоцикла М-72; 12 — канал смазки левого цилиндра; 13 — отверстие для корпуса заднего подшипника; 14 — шпилька крепления коробки передач мотоцикла М-72; 15 — отверстие для монтажа шестерни привода масляного насоса; 16 — подушка генератора; 17 — хомут крепления генератора; 18 — клапанная коробка; 19 — отверстие винта крышки клапанной коробки; 20 — шпилька крепления цилиндра; 21 — картер маховика; 22 — отверстие для передней шпильки крепления двигателя; 23 — отверстие для штифта крепления коробки передач мотоцикла М-72; 24 — отверстие для задней шпильки крепления двигателя; 25 — отверстие штанги привода масляного насоса; 26 — гнездо для масляного насоса; 27 — крышка клапанной коробки; 28 — распределительный вал двигателя мотоцикла М-72; 29 — шестерня привода генератора; 30 — ведомая шестерня распределения; 31 — ведущая шестерня распределения; 32 — гнездо; 33 — крышка распределительной коробки; 34 — гнездо для сапуна: 35 — прилив: 36 — контргайка; 37 — трубка сапуна.
Принцип работы и устройство масляного насоса мотоцикла М-35
На рис. 5 изображен двухступенчатый масляный насос двигателя мотоцикла М-35, у которого нагнетательная и откачивающая секции смонтированы в одном корпусе.
Корпус 1 отлит из алюминиевого сплава. В нем также имеется дна сквозных вертикальных отверстия, но расточенных сверху и снизу и образующих две коробки 12 и 13 для шестерен 2, 6, 7, 9. В верхней коробке расположены шестерни нагнетающей секции, в нижней — шестерни откачивающей секции.
Рис. 5. Устройство масляного насоса двигателя мотоцикла М-35: 1 — корпус масляного насоса; 2 — шестерня ведомая верхняя; 3 — крышка корпуса масляного насоса верхняя; 4 — ось ведомых шестерен; 5 — валик ведущих шестерен; 6 — шестерня ведущая верхняя; 7 — шестерня ведущая нижняя; 8 — штифт; 9 — шестерня ведомая нижняя; 10 — крышка нижняя корпуса масляного насоса мотоцикла М-35; 11 — болт; 12 — нижняя коробка шестерен; 15 — верхняя коробка шестерен; 14 — замочная планка; 15 — отверстие с резьбой для стяжных болтов.
Диаметр всех шестерен одинаков, а высота различна. Шестерни 7 и 9 откачивающей секции выше, вследствие чего производительность этой секции больше. Все шестерни цементированы или цианированы. Ведомые шестерни 2 и 9 обеих секций свободно вращаются на общей оси 4, вставленной в корпус масляного насоса 1 двигателя мотоцикла М-35 и в обе крышки 3 и 10. Ведущие шестерни 6 и 7 насажены на один общий валик 5 и вращаются вместе с ним. В валике просверлены два отверстия, в которые вставлены два штифта 8, немного выступающие с одной стороны. Эти выступающие концы штифтов входят в канавки, выфрезированные в ведущих шестернях, и заставляют шестерни вращаться совместно с валиком. Валик 5 вставлен в корпус 1 масляного насоса двигателя мотоцикла М-35 и в верхнюю крышку 3, из которой выступает его конец квадратного сечения. На двух плоскостях квадрата сделаны лунки для крепления соединительной втулки. Оба валика цементированы.
Снизу корпус масляного насоса мотоцикла М-35 закрыт стальной круглой крышкой 10 с шестью отверстиями. Нижняя крышка совместно со стальной замочной планкой 14 прикреплена к корпусу 1 двумя закаленными стяжными болтами 11, которые ввернуты в нарезанные отверстия 15 верхней крышки. Замочная планка 14 является также упором оси 4 ведомых шестерен 2 и 9.
Верхняя крышка 3 масляного насоса двигателя мотоцикла М-35 изготовлена из дюралюминия, имеет направляющий пустотелый прилив, в котором вращается валик 5 ведущих шестерен 6 и 7.
Масляный насос мотоцикла М-35 прикреплен к картеру двигателя посредством двух фигурных болтов с резьбой на обоих концах. На эти же два болта надета стальная крышка камеры масляного насоса в сборе с припаянной к ней сеткой и закреплена глухими шестигранными гайками. Между крышкой и гайками установлены прокладки из мягкой фибры.
Сбоку двумя болтами к картеру двигателя мотоцикла М-35 привернута крышка в сборе с трубками масляной системы. Крышка изготовлена из стали и имеет два масляных канала. В один из них вставлена трубка, по которой масло подается в картер, а в другой — трубка, по которой масло подается в масляный бак. Обе трубки бесшовные, изготовлены из красной меди и припаяны к крышке. Принцип действия откачивающей и нагнетающей секций масляного насоса двигателя мотоцикла М-35 такой же, как у масляного насоса двигателя мотоцикла М-72.