Устройство и принцип работы приводов нагнетателей двигателей гоночных мотоциклов С2Б, С3В, С1Б, ГК-1, М-35К и ЭКЭ-1, предохранительный клапан для защиты двигателя от аварии

Устройство и принцип работы приводов нагнетателей двигателей гоночных мотоциклов С2Б, С3В, С1Б, ГК-1, М-35К и ЭКЭ-1, предохранительный клапан для защиты двигателя от аварии

Принцип работы и устройство и привода нагнетателя

Большей частью привод нагнетателя мотоцикла осуществляется с помощью цилиндрических шестерен или цепи от коленчатого вала.

Для предотвращения аварии нагнетателя мотоцикла, которая может произойти в случае резкой остановки двигателя, и заклинивания деталей мотоциклетного двигателя в случае неисправности нагнетателя в конструкцию привода часто добавляют фрикционную муфту, которая может дать пробуксовку.

На двигателях мотоциклов С1Б, С2Б и С3В привод нагнетателя осуществлен с помощью цепной передачи от коленчатого вала, а также от фрикционной муфты сцепления.

Фрикционная муфта сцепления (рис. 1) привода нагнетателя на этих двигателях мотоциклов состоит из ведущих, а также из ведомых деталей. К ведущим деталям относятся барабан 1 сцепления и ведущие диски 11, к ведомым — ведомые диски 13, нажимные диски 8, ведомая втулка 5, пружины 15 и нажимная гайка 16.

Устройство фрикционной муфты сцепления привода нагнетателя мотоцикла: 1 — ведущий барабан сцепления; 2 — ведомая звездочка; 3 — шлицы ведомой втулки; 4 — пазы ведущего барабана; 5 — ведомая втулка; 6 — прорези для шлиц; 7 — отверстие нажимного диска; 8 — нажимной диск; 9 — фигурная прорезь ведущего диска; 10 — выступ ведущего диска; 11 — ведущий диск; 12 — отверстие ведомого диска; 13 — ведомый диск; 14 — отверстие плоской пружины; 15 — плоские пружины; 16 — нажимная гайка.

Рис. 1. Устройство фрикционной муфты сцепления привода нагнетателя мотоцикла: 1 — ведущий барабан сцепления; 2 — ведомая звездочка; 3 — шлицы ведомой втулки; 4 — пазы ведущего барабана; 5 — ведомая втулка; 6 — прорези для шлиц; 7 — отверстие нажимного диска; 8 — нажимной диск; 9 — фигурная прорезь ведущего диска; 10 — выступ ведущего диска; 11 — ведущий диск; 12 — отверстие ведомого диска; 13 — ведомый диск; 14 — отверстие плоской пружины; 15 — плоские пружины; 16 — нажимная гайка.

Барабан 1 сцепления изготовлен из стали и имеет форму чашки, к которой приклепана ведомая звездочка 2. Внутри барабана имеется шесть пазов 4, в которые входят выступы 10 ведущих дисков 11 сцепления. Ведущие диски 11 изготовлены из бронзы и имеют шесть выступов 10 и шесть фигурных прорезей 9, предохраняющих диски от коробления. Всего в муфте сцепления имеется десять ведущих дисков 11. Ведомые диски 13 — стальные, имеют центральное отверстие 12 для ведомой втулки, и в этом отверстии шесть прорезей для шлицев. Нажимных дисков 8 в муфте два. Они изготовлены из стали и имеют толщину в три раза большую, чем ведущие и ведомые диски. В нажимном диске 8 также имеется центральное отверстие 7 для ведомой втулки и шесть прорезей 6.

Ведомая втулка 5 изготовлена из специальной стали и зацементирована. На наружном конце втулки имеется шесть шлицев 3, на которых установлены ведомые 13 и нажимные 8 диски. На наружной поверхности втулки 22 (рис. 2) выточена кольцевая канавка для стопорного кольца 30. Внутри втулки 22 под шлицами нарезана резьба для съемника, а с противоположной стороны в коническом отверстии сделана шпоночная канавка. Этим конусом втулка 22 насажена на полукруглой шпонке 23 на коническую шейку цапфы оси ротора 15, вместе с которым она и вращается. Натяжная гайка 16 (рис. 1) стальная, имеет специальную форму. Комплект пружин 15, входящих в муфту сцепления, состоит из ряда плоских пружин различного размера, имеющих форму четырехконечной звездочки с центральным отверстием 14 для натяжной гайки. На втулке 22 (рис. 2) установлена ведомая звездочка 29 с барабаном 24 муфты сцепления. В барабан вставлены ведущие 26 и ведомые 25 диски в чередующемся порядке. Крайними с обеих сторон установлены нажимные диски. Барабан сцепления 24 совместно с дисками и ведомой втулкой закреплен на оси ротора 15 посредством фигурной гайки 28. Между буртиком этой гайки и наружным нажимным диском установлен комплект плоских пружин 27. Таким образом, усилие от коленчатого вала через цепь передается на барабан 24 муфты и далее через диски сцепления и ведомую втулку на ось ротора 15.

Устройство объемного нагнетателя с эксцентрично вращающимся ротором, который монтируется на двигателе мотоцикла С2Б: 1 — ротор; 2 — лопасть; 3 — правая крышка; 4 — маслоотражательная шайба; 5 — шариковый подшипник; 6 — винт крепления правой крышки; 7 — фибровый стержень; 8 — ось лопастей; 9 — шариковый подшипник; 10 — промежуточная упорная шайба; 11 — картер нагнетателя двигателя гоночного мотоцикла С2Б; 12 — обойма лопасти; 13 — роликоподшипник; 14 — наружная обойма роликового подшипника; 15 — ось ротора; 16 — упорное кольцо; 17 — сальник; 18 — штифт левой крышки нагнетателя двигателя мотоцикла С2Б; 19 — шариковый подшипник; 20 — распорное кольцо наружной обоймы шарикоподшипника; 21 — распорное кольцо внутренней обоймы шарикоподшипника объемного нагнетателя двигателя гоночного мотоцикла С2Б; 22 — ведомая втулка фрикционной муфты; 23 — шпонка; 24 — барабан сцепления; 25 — нажимной диск сцепления; 26 — ведомый диск; 27 — плоская пружина; 28 — нажимная гайка; 29 — ведомая звездочка; 30 — стопорное кольцо; 31 — упорное кольцо объемного нагнетателя, устанавливаемого на двигателе мотоцикла С2Б; 32 — левая крышка картера; 33 — картер двигателя; 34 — стопорное кольцо; 35 — эксцентриковая шайба; 36 — фасонная гайка; 37 — крышка эксцентриковой шайбы.

Рис. 125. Устройство объемного нагнетателя с эксцентрично вращающимся ротором, который монтируется на двигателе мотоцикла С2Б: 1 — ротор; 2 — лопасть; 3 — правая крышка; 4 — маслоотражательная шайба; 5 — шариковый подшипник; 6 — винт крепления правой крышки; 7 — фибровый стержень; 8 — ось лопастей; 9 — шариковый подшипник; 10 — промежуточная упорная шайба; 11 — картер нагнетателя двигателя гоночного мотоцикла С2Б; 12 — обойма лопасти; 13 — роликоподшипник; 14 — наружная обойма роликового подшипника; 15 — ось ротора; 16 — упорное кольцо; 17 — сальник; 18 — штифт левой крышки нагнетателя двигателя мотоцикла С2Б; 19 — шариковый подшипник; 20 — распорное кольцо наружной обоймы шарикоподшипника; 21 — распорное кольцо внутренней обоймы шарикоподшипника объемного нагнетателя двигателя гоночного мотоцикла С2Б; 22 — ведомая втулка фрикционной муфты; 23 — шпонка; 24 — барабан сцепления; 25 — нажимной диск сцепления; 26 — ведомый диск; 27 — плоская пружина; 28 — нажимная гайка; 29 — ведомая звездочка; 30 — стопорное кольцо; 31 — упорное кольцо объемного нагнетателя, устанавливаемого на двигателе мотоцикла С2Б; 32 — левая крышка картера; 33 — картер двигателя; 34 — стопорное кольцо; 35 — эксцентриковая шайба; 36 — фасонная гайка; 37 — крышка эксцентриковой шайбы.

На мотоцикле ГК-1 привод нагнетателя также осуществлен посредством цепной передачи от коленчатого вала двигателя и фрикционной муфты сцепления. Однако муфта сцепления установлена не на оси ротора, а на конце коленчатого вала. По конструкции сцепление вполне аналогично описанному.

На мотоцикле М-35К привод нагнетателя (рис. 3) осуществлен непосредственно от переднего конца коленчатого вала двигателя при помощи внутреннего зацепления ведущей шестерни коленчатого вала 6 с ведущим диском сцепления 4 нагнетателя. Муфта сцепления состоит из одного ведущего 4, одного ведомого 11 и одного нажимного диска 13 сцепления, шести пружин 12, шлицевой втулки 2 и шести винтов 5.

Устройство привода нагнетателя двигателя мотоцикла М-35К: 1 — нагнетатель; 2 — ведомая шлицевая втулка; 3 — вкладыш ведомого диска сцепления; 4 — ведущий диск сцепления; 5 — винт; 6 — ведущая шестерня коленчатого вала; 7 — передняя крышка картера двигателя; 8 — картер двигателя; 9 — коленчатый вал; 10 — зубья ведущего диска сцепления; 11 — ведомый диск сцепления; 12 — спиральная пружина; 13 — нажимной диск сцепления; 14 — ресивер нагнетателя.

Рис. 3. Устройство привода нагнетателя двигателя мотоцикла М-35К: 1 — нагнетатель; 2 — ведомая шлицевая втулка; 3 — вкладыш ведомого диска сцепления; 4 — ведущий диск сцепления; 5 — винт; 6 — ведущая шестерня коленчатого вала; 7 — передняя крышка картера двигателя; 8 — картер двигателя; 9 — коленчатый вал; 10 — зубья ведущего диска сцепления; 11 — ведомый диск сцепления; 12 — спиральная пружина; 13 — нажимной диск сцепления; 14 — ресивер нагнетателя.

Стальной ведущий диск 4 имеет шлифованную внутреннюю поверхность, являющуюся рабочей. На наружной поверхности диска имеется шесть цилиндрических углублений со сквозными отверстиями. На ступице диска нарезаны зубья 10, посредством которых ведущий диск находится в зацеплении с ведущей шестерней 6 коленчатого вала.

Ведомый диск 11 также стальной и каленый. В диске сделаны шестнадцать окон, в которые вставлены фрикционные вкладыши 3 из прессованной пробки. В ступице диска имеется шесть шлицев, в которые входит стальная, зацементированная и закаленная шлицевая втулка 2. Нажимной диск 13 также стальной.

В углублении ведущего диска 4 вставлены шесть спиральных пружин 12, закрепленных винтами 5, ввернутыми в нажимной диск 13. Между ведущим 4 и нажимным дисками находится ведомый диск 11.

Усилие от коленчатого вала передается через ведущий диск на ведомый и далее через шлицевую втулку на заднюю ось ротора.

Привод нагнетателя двигателя мотоцикла М-35К по своей конструкции проще, однако в нем легче возможны пробуксовки.

Привод нагнетателя двигателя на мотоцикле ЭКЭ-1 (рис. 4) смонтирован над коробкой передач за двигателем и осуществляется от переднего конца коленвала. При помощи цепи коленчатый вал вращает специальный валик 2, расположенный параллельно, на котором смонтирована коническая шестерня. Эта коническая шестерня находится в зацеплении с другой конической шестерней, которая установлена на оси ротора нагнетателя 1. Если нужно поменять передаточное отношение привода нагнетателя, следует на приводном валике 2 поменять цепную шестерню.

Устройство привода нагнетателя двигателя мотоцикла ЭКЭ-1: 1 — нагнетатель; 2 — приводной валик.

Рис. 4. Устройство привода нагнетателя двигателя мотоцикла ЭКЭ-1: 1 — нагнетатель; 2 — приводной валик.

Предохранительный клапан для защиты двигателя от аварии

В случае внезапного или резкого увеличения давления в нагнетательной системе мотоцикла может случиться авария нагнетателя из-за появления обратной вспышки. Чтобы двигатель мотоцикла предохранить от аварии, существует предохранительный клапан, находящийся в нагнетательной системе. Этот предохранительный клапан открывается при слишком большом давлении и соединяет с атмосферой ресивер.

На мотоциклах С1Б, С2Б и С3В предохранительный клапан установлен внизу картера двигателя, который выполняет функции ресивера. Предохранительный клапан состоит из корпуса 3 (рис. 5), клапана 1, втулки 2, пружины 4 и седла 5. Корпус 3 отлит из электрона и имеет форму чашки с фланцем 7 и бобышкой 8. Во фланце 7 просверлены четыре отверстия для шпилек, крепящих корпус к картеру двигателя. На боковой поверхности корпуса 3 имеется четыре отверстия 9, сообщающие корпус с атмосферой.

Устройство предохранительного клапана двигателя мотоцикла С1Б: 1 — клапан; 2 — втулка клапана; 3 — корпус клапана; 4 — пружина клапана; 5 — седло клапана; 6 — картер двигателя; 7 — фланец корпуса клапана; 8 — бобышка корпуса клапана; 9 — отверстие корпуса клапана.

Рис. 5. Устройство предохранительного клапана двигателя мотоцикла С1Б: 1 — клапан; 2 — втулка клапана; 3 — корпус клапана; 4 — пружина клапана; 5 — седло клапана; 6 — картер двигателя; 7 — фланец корпуса клапана; 8 — бобышка корпуса клапана; 9 — отверстие корпуса клапана.

В бобышке 8 корпуса 3 сделано центральное отверстие, в которое запрессована бронзовая втулка 2. Между корпусом и картером двигателя на тех же шпильках закреплено седло клапана 5. Оно изготовлено из специального чугуна и представляет собой фланец с четырьмя отверстиями для крепления и с конусным гнездом для клапана. Клапан 1 — стальной, тарелка его прошлифована на конус под углом 30°. Тарелка клапана хорошо притерта в своем седле. Стержень клапана установлен в бронзовой втулке 2. Тарелку клапана прижимает к гнезду спиральная пружина 4, упирающаяся одной стороной в тарелку, а противоположной — в дно корпуса 3. На мотоцикле ГК-1 (рис. 6) конструкция предохранительного клапана такая же, но он установлен сверху картера в опрокинутом положении, так как ресивер в этом двигателе находится наверху.

Двигатель гоночного мотоцикла ГК-1 с объемным нагнетателем с одним эксцентрично вращающимся ротором: 1 — двигатель; 2 — картер двигателя; 3 — корпус нагнетателя; 4 — впускной патрубок нагнетателя; 5 — ротор; 6 — нагнетающее окно; 7 — ресивер; 8 — седло предохранительного клапана; 9 — пружина клапана; 10 — втулка клапана; 11 — предохранительный клапан; 12 — корпус клапана.

Рис. 6. Двигатель гоночного мотоцикла ГК-1 с объемным нагнетателем с одним эксцентрично вращающимся ротором: 1 — двигатель; 2 — картер двигателя; 3 — корпус нагнетателя; 4 — впускной патрубок нагнетателя; 5 — ротор; 6 — нагнетающее окно; 7 — ресивер; 8 — седло предохранительного клапана; 9 — пружина клапана; 10 — втулка клапана; 11 — предохранительный клапан; 12 — корпус клапана.