Устройство и принцип работы реле-регулятора мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125, неисправности генератора и цепи генератор — реле-регулятор и их устранение
Мотоцикл ИЖ-350 во Владивостокском музее автомотостарины. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Устройство и принцип работы реле-регулятора
В устройство реле-регулятора, устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125 входят реле обратного тока, регулятор напряжения (рис. 1). Особенность устройства в том, что реле-регулятор мотоциклов К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49 — однокатушечный, с одним общим сердечником (рис. 2).
Рис. 1. Устройство реле-регулятора мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125: 2 — последовательная обмотка; 1 — основание реле-регулятора; 4 — подвижный контакт реле обратного тока; 3 — якорь реле обратного тока; 6 — регулятор напряжения; 5 — реле обратного тока; 8 — пружина регулятора напряжения; 7 — винт натяжения пружины; 10 — контакты; 9 — регулировочный винт зазора; 12 — ярмо; 11 — якорь регулятора напряжения.
Шунтовая обмотка реле обратного тока выполняет также функции основной обмотки регулятора — она служит для постоянного намагничивания сердечника реле-регулятора мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49 и К-125 при работе генератора. Эта обмотка соединена одним концом на массу через зажим АМ, другим на положительную щетку генератора.
Последовательная обмотка реле обратного тока соединяется одним концом с неподвижным контактом реле, а другим — с положительным зажимом аккумуляторной батареи мотоциклов К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350. Якорь реле обратного тока соединен с зажимом Д+, т. е. с положительной щеткой генератора.
Работа реле обратного тока на мотоциклах ИЖ-49, К-125 и ИЖ-350 не отличается от работы реле обратного тока обычного типа. Третья обмотка служит сопротивлением для регулятора напряжения, она соединена одним концом с зажимом Д+, а другим — с неподвижным контактом регулятора и через зажим ДШ с концом обмотки возбуждения генератора мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125. Якорь регулятора соединен с зажимом Д+.
При малых оборотах генератора мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49, К-125 якорь регулятора напряжения прижат к неподвижному контакту пружиной. Ток проходит от положительной щетки генератора через зажим Д+, якорь и неподвижный контакт регулятора на зажим ДШ и в обмотку возбуждения генератора (рис. 2).
Рис. 2. Схема работы реле-регулятора мотоцикла ИЖ-49: 1 — ярмо; 2 — якорь регулятора напряжения; 3 — неподвижный контакт; 4 — сопротивление; 5 — подвижный контакт (на якоре); 6 — верхняя пластина сердечника; 7 — неподвижный контакт реле обратного тока; 8 — якорь реле обратного тока; 9 — последовательная обмотка; 10 — параллельная обмотка; 11 — контакты центрального переключателя; 12 — центральный переключатель; 13 — контрольная лампа; 14 — якорь генератора; 15 — щетки; 16 — обмотка возбуждения генератора мотоцикла.
Когда напряжение генератора станет больше 7 В, шунтовая обмотка намагнитит сердечник настолько, что якорь регулятора пересилит пружину и отойдет от сердечника, а контакты разомкнутся. Теперь ток пойдет от положительной щетки генератора мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, К-125 через зажим Д+ в обмотку (сопротивление), затем на зажим ДШ и в обмотку возбуждения; интенсивность магнитного поля полюсов уменьшится и напряжение генератора понизится. В регуляторе имеются винт регулировки пружины и винт регулировки зазора между контактами.
Работа генератора контролируется контрольной лампочкой так же, как в мотоциклах М-72 и М1А «Москва».
Неисправности генератора, цепи генератор — реле-регулятор и их устранение
Неисправность генератора мотоциклов ИЖ-350, К-125 и ИЖ-49 чаще всего выражается в том, что он не дает необходимого напряжения или отдаваемая им мощность уменьшается.
Для проверки исправности генератора можно использовать переносную лампочку, которую надо подключить параллельно щеткам (рис. 3). Один провод от лампочки соединяется на массу, другой конец присоединен к зажиму Я генератора в мотоциклах М-72 и М1А «Москва», к зажиму Д+ в мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125. Если лампочка будет гореть полным накалом при работе на средних оборотах, значит, генератор исправен. При этом способе проверки не рекомендуется повышать обороты генератора выше средних во избежание перегорания лампочки. Если лампочка не горит, значит генератор не дает тока. Это может быть в следующих случаях:
а) щетки генератора мотоциклов К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 не касаются коллектора или сильно замаслены. Это может быть обнаружено проверкой исправности щеткодержателей и их пружин. Замасленные щетки и коллектор следует протереть тряпочкой, смоченной бензином;
б) отпаялись концы обмотки якоря в местах их соединения с пластинами коллектора;
в) повреждена изоляция выводных зажимов генератора или ток замыкается на массу.
Рис. 3. Проверка работы генератора на мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125: 1 — корпус генератора; 2 — зажим; 3 — контрольная лампочка; 4 — плавкий предохранитель.
Исправный генератор мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125 может не возбуждаться из-за неисправности регулятора напряжения. Если же генератор работает исправно, но ток не поступает в цепь, значит неисправно реле обратного тока.
Неисправности в цепи генератор — реле-регулятор в мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 и К-125 приводят к нарушению питания потребителей током.
Наиболее характерные неисправности следующие:
а) окисление или обгорание контактов реле-регулятора;
б) повреждение обмоток реле-регулятора;
в) нарушение контакта между реле-регулятором и массой.
Для того, чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения на мотоциклах К-125, ИЖ-49, и ИЖ-350, следует присоединить контрольную лампочку так же, как для проверки генератора, и, кроме того, куском провода соединить зажимы ДШ и Я (Д+) генератора. Если при этом лампочка загорится, значит, неисправен регулятор напряжения, если же она не горит — неисправность следует искать в генераторе мотоциклов ИЖ-49, К-125 и ИЖ-350. Убедившись в неисправности реле-регулятора, следует его заменить.