Устройство и принцип работы реле-регулятора РР-1 мотоцикла М-72
Мотоцикл М-72. Автор фото DALIBRI, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
До 1950 г. мотоциклы М-72 оборудовались реле-регуляторами РР-1, но затем стали устанавливаться также и реле-регуляторы РР-31.
Реле-регулятор РР-1 состоит из двух электромагнитных приборов:
а) регулятор напряжения;
б) реле обратного тока (рис. 1).
Рис. 1. Устройство реле-регулятора РР-1 мотоцикла М-72: 2 — ярмо реле обратного тока; 1 — основание реле регулятора; 4 — неподвижный контакт; 3 — сердечник реле обратного тока; 5 — якорь реле обратного тока; 6 — крышка; 7 — неподвижный контакт регулятора напряжения; 9 — ярмо регулятора напряжения; 8 — якорь регулятора напряжения; 10 — корректирующая обмотка регулятора напряжения; 11 — сопротивление регулятора напряжения.
Регулятор напряжения — одноступенчатый вибрационный; он состоит из ярма и сердечника, на котором намотаны две обмотки — основная и корректирующая.
На ярме 9 с одной стороны укреплен якорь 8 с подвижным контактом и пружиной, а на другой — неподвижный контакт 7. Пружина держит контакты в замкнутом состоянии. Параллельно контактам включено добавочное сопротивление 11.
Реле обратного тока и регулятор напряжения смонтированы на общей панели, изолированной от массы резиновыми втулочками, которые являются также амортизаторами. Для соединения панели с массой служит угольник, одним концом прикрепленный к панели, а другим под шуруп крепления реле-регулятора РР-1 — к раме мотоцикла.
Зажим Б соединен (внутри) с неподвижным контактом реле обратного тока, зажим Я — с обеими обмотками регулятора, зажим Ш — с сопротивлением и ярмом регулятора (рис. 2). При напряжении генератора менее 7,5 В ток в обмотку возбуждения пойдет через замкнутые контакты регулятора напряжения, минуя добавочное сопротивление, так как величина тока в основной обмотке недостаточна, чтобы намагнитить сердечник, притянуть якорь и разомкнуть контакты. При возрастании напряжения более 7,5 В ток, проходящий через основную обмотку, создает магнитный поток такой силы, что сердечник притянет якорь, контакты разомкнутся и ток в обмотку возбуждения может пойти только череп добавочное сопротивление. Благодаря этому уменьшается ток в обмотке возбуждения и уменьшается напряжение генератора.
Рис. 2. Принцип работы реле-регулятора РР-1 мотоцикла М-72: а — двигатель работает на малых оборотах: реле обратного тока выключено (ток от генератора не поступает в цепь зарядки — горит контрольная лампа); б — двигатель работает на средних оборотах (ток от генератора поступает в цепь); в — работа реле-регулятора РР-1: двигатель работает на больших оборотах (в цепь включилось сопротивление регулятора напряжения). 1 — ярмо регулятора напряжения; 2 — сердечник; 3 — корпус генератора; 4 — якорь генератора; 5 — контрольная лампа работы генератора; 6 — контакты замка зажигания; 7 — ярмо реле обратного тока; 8 — неподвижный контакт; 9 — якорь реле обратного тока; 10 — неподвижный контакт регулятора напряжения; 11 — якорь регулятора напряжения; 12 — корректирующая обмотка регулятора напряжения; 13 — шунтовая (параллельная) обмотка реле обратного тока; 14 — последовательная обмотка у реле обратного тока; 15 — основная обмотка регулятора напряжения; 16 — обмотка возбуждения генератора.
Когда напряжение упадет, контакты реле-регулятора РР-1 вновь сомкнутся, напряжение генератора возрастет и процесс повторяется вновь.
О работе генератора мотоцикла можно судить по контрольной лампочке, находящейся на фаре. Когда лампочка горит, то приборы электрооборудования питаются от аккумуляторной батареи, а когда она гаснет, то это значит, что генератор питает приборы электрооборудования и заряжает батарею.