Устройство и принцип работы реле-регулятора РР-30 мотоцикла М1А «Москва»
Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Minsk Moto, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
В устройство реле-регулятора РР-30 (рис. 1) мотоцикла М1А «Москва» входят реле обратного тока, а также регулятор напряжения.
Регулятор напряжения состоит из ярма с сердечником и обмотками, якоря, с контактами, пружины якоря и сопротивления. На сердечнике расположено три обмотки: основная, выравнивающая и корректирующая.
Рис. 1. Устройство реле-регулятора РР-30 мотоцикла М1А «Москва»: 2 — якорь реле обратного тока; 1 — корпус реле-регулятора РР-30; 4 — сопротивление регулятора напряжения; 3 — ярмо реле обратного тока; 5 — регулировочный винт; 7 — пружина регулятора; 6 — ярмо регулятора напряжения; 8 — обмотка регулятора напряжения; 9 — якорь регулятора напряжения.
Основная обмотка 13 реле-регулятора РР-30 (рис. 2) мотоцикла М1А «Москва» включена в цепь генератора постоянно, один конец ее соединен на массу; другой конец соединен с сопротивлением 14, от которого через ярмо 8 регулятора напряжения, ярмо 1 реле обратного тока, далее через последовательную и корректирующую обмотки 12 обоих реле соединяется с зажимом Я. Выравнивающая обмотка 11 одним концом присоединена к неподвижному контакту регулятора, а другим — к зажиму Ш. Витки выравнивающей обмотки намотаны в сторону, противоположную относительно основной и корректирующей.
Рис. 2. Схема работы реле-регулятора РР-30 мотоцикла М1А «Москва»: 2 — якорь реле обратного тока; 1 — ярмо у реле обратного тока; 4 — последовательная обмотка у реле обратного тока; 3 — неподвижный контакт у реле обратного тока; 5 — параллельная обмотка; 6 — сердечник регулятора напряжения; 7 — сердечник реле обратного тока; 8 — ярмо регулятора напряжения; 9 — якорь регулятора; 10 — неподвижный контакт регулятора напряжения; 11 — выравнивающая обмотка; 12 — корректирующая обмотка регулятора напряжения; 13 — основная обмотка; 14 — сопротивление реле-регулятора РР-30; 15 — контрольная лампочка; 16 — замок зажигания; 18 — якорь генератора; 17 — обмотка возбуждения генератора; 19 — щетки; 20 — аккумуляторная батарея.
Сопротивление регулятора мотоцикла М1А «Москва» состоит из двух секций, соединенных последовательно, и включено в цепь по схеме ускоряющего сопротивления.
Одни конец сопротивления 14 регулятора напряжения присоединен к неподвижному контакту, а другой — к ярму.
При работе на малых оборотах двигателя ток по белому проводу поступает от генератора мотоцикла М1А «Москва» на зажим Я коробки реле-регулятора РР-30.
Путь тока в реле-регуляторе РР-30 (рис. 2): зажим Я — корректирующая обмотка регулятора — обмотка последовательная у реле обратного тока — ярмо реле обратного тока — ярмо регулятора — контакты — выравнивающая обмотка — зажим Ш — черный провод — зажим Ш на генераторе — обмотка возбуждения — масса.
Во время работы двигателя мотоцикла М1А «Москва» на малых оборотах ток, проходящий по обмотке, не может создать такое магнитное поле, чтобы притянуть якорь, в связи с этим контакты регулятора сомкнуты.
При повышении оборотов двигателя мотоцикла М1А «Москва» сердечник реле-регулятора РР-30, намагниченный действием основной и корректирующей обмоток, притягивает якорь, и происходит размыкание контактов регулятора. При разомкнутых контактах в цепь возбуждения генератора включается сопротивление.
Реле обратного тока имеет обычное устройство.