Устройство и принцип работы сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»
Мотоцикл К1Б «Киевлянин». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Устройство сцепления мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин»
На мотоцикле К-1Б (К1Б) «Киевлянин» установлено многодисковое полусухое сцепление.
К ведущей части сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» относятся: ведущий барабан 3 (рис. 1), ведущий диск 6, нажимной диск 7, опорный диск 10; к ведомой части относятся ведомый барабан 4 и ведомые диски 5. Сжатие ведущих и ведомых дисков осуществляется с помощью пружин 9. Ведущий барабан 3 выполнен из стали с приваренной к нему шестерней 2, которая находится в зацеплении с шестерней коленчатого вала двигателя мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин». По своей окружности барабан сцепления имеет пазы для выступов ведущих дисков и окна для охлаждения, а на боковой поверхности — выступающую ступицу. Отверстие ступицы коническое и насаживается на коническую наружную обойму шарикового подшипника 1. Обойма подшипника с одного конца имеет резьбу. Закрепление барабана сцепления на обойме достигается гайкой с замочной шайбой. Внутренняя обойма подшипника установлена на цилиндрической части ведущего вала коробки передач мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин». На выступающем коническом конце ведущего вала на шпонке установлен ведомый барабан 4 сцепления, закрепленный на валу гайкой с замочной шайбой.
Рис. 1. Устройство сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 2 — шестерня; 1 — шариковый подшипник; 4 — ведомый барабан; 3 — ведущий барабан; 6 — ведущий диск; 5 — ведомые диски; 8 — регулирующий винт; 7 — нажимной диск; 10 — опорный диск; 9 — пружины; 11 — чека.
Ведущий кольцевой диск 6 сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» — стальной, с наружными выступами, которые входят в пазы ведущего барабана. Ведомые кольцевые диски 5 сцепления на мотоцикле К-1Б (К1Б) «Киевлянин» имеют внутренние шлицы и на боковой поверхности два ряда отверстий, в которые для увеличения трения вставлены пробковые вкладыши. Нажимной диск 7 сцепления на мотоцикле К1Б (К-1Б) «Киевлянин» — стальной, имеет в центре выточку с отверстием, в которое ввернут регулирующий винт 8 с контргайкой. На боковой поверхности нажимного диска имеется шесть углублений для пружин. Опорный диск 10 — стальной, также имеет на боковой поверхности шесть углублений для пружин, а по окружности — три выступа: один сплошной и два с вырезами, которыми удерживается в пазах ведущего барабана посредством стальных чек 11.
Устройство привода сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»
Рычаг выключения сцепления 1 (рис. 2) установлен на руле мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» и шарнирно болтом 2 соединен с кронштейном 3, укрепленном на руле хомутиком 4. Оболочка троса 5 одним концом упирается в кронштейн рычага, а другим — в регулирующий штуцер 6, ввернутый в прилив картера коробки передач мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин». Трос одним концом соединен с рычагом выключения сцепления, а другим концом — с головкой Г-образного рычага 8. Цилиндрическая часть этого рычага свободно вращается в отверстии картера коробки передач мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин». Конец цилиндрической части заточен в виде сегмента, в который упирается выжимной шток 9; другой конец штока упирается в регулирующий винт 10 нажимного диска.
Для предупреждения просачивания смазки на цилиндрической части рычага 8 выполнена канавка для сальника.
Рис. 2. Привод сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — рычаг сцепления; 2 — болт; 3 — кронштейн; 4 — хомутик; 5 — оболочка троса; 6 — регулирующий штуцер; 7 — прилив картера; 8 — Г-образный рычаг; 9 — выжимной шток; 10 — регулирующий винт.
Принцип работы сцепления мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»
При нажатии на рычаг выключения сцепления 1 на мотоцикле К-1Б (К1Б) «Киевлянин» усилие от него передается через трос на Г-образный рычаг 8, который, повертываясь, передает своей нижней частью усилие через шток 9 на регулирующий винт 10, а последний отводит нажимной диск; при этом пружины сжимаются, а ведущие и ведомые диски освобождаются, отчего сцепление выключается.