Устройство и принцип работы сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350

Устройство и принцип работы сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350

Мотоцикл ИЖ-49. Автор фото Papkalaci, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Устройство сцепления мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49

Сцепление мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350 — многодисковое, работающее в масле. К ведущей части сцепления относятся: наружный ведущий барабан 1 (рис. 1) со звездочкой, ведущие диски 2 и нажимной диск 3. К ведомой части сцепления мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49 относятся внутренний ведомый барабан 8, ведомые диски 7 и к силовому элементу — пружины 5 и стаканчики 6.

Ведущий барабан 1 сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350 выполнен вместе со звездочкой 11 из чугуна. Барабан по своей окружности и на боковой поверхности имеет ряд отверстий для охлаждения деталей сцепления, а внутри — пазы для выступов ведущих дисков. На боковой поверхности барабана сцепления прикреплена фасонная шайба 10 со скошенными зубьями для храповика пускового механизма и цилиндрическая ступица 9. Барабан свободно установлен на конце ведущего вала коробки передач мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49 на стальной втулке. В пазы барабана своими выступами входят шесть кольцевых ведущих дисков 2 из фрикционного материала. Внутри ведущего барабана установлен на выступающем шлицевом конце ведущего вала коробки передач внутренний ведомый барабан 5, который закреплен на валу гайкой с замочной шайбой.

Устройство сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350: 2 — ведущие диски; 1 — наружный дисковый барабан; 4 — гайка; 3 — нажимной диск; 6 — стаканчики; 5 — пружины; 8 — внутренний ведомый барабан; 7 — ведомые диски; 10 — фасонная шайба; 9 — ступица; 11 — звездочка.

Рис. 1. Устройство сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350: 2 — ведущие диски; 1 — наружный дисковый барабан; 4 — гайка; 3 — нажимной диск; 6 — стаканчики; 5 — пружины; 8 — внутренний ведомый барабан; 7 — ведомые диски; 10 — фасонная шайба; 9 — ступица; 11 — звездочка.

Внутри ведомого барабана сцепления мотоциклов ИЖ-350 и ИЖ-49 на его боковой поверхности выполнено пять цилиндрических выступов, в которых установлены шпильки. На шлицах ведомого барабана помещены семь стальных кольцевых ведомых дисков 7. Все диски одинаковые, за исключением последнего, внутреннего, который имеет кольцевую канавку; этой канавкой он упирается в буртик барабана. При сборке сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350 ведущие и ведомые диски устанавливают через один. Нажимной диск 3 представляет собой выпуклый диск с пятью отверстиями, в которые вставлены стаканчики 6, упирающиеся в диск своими буртиками. Стаканчики на дне имеют отверстия, через которые проходят шпильки. Внутри стаканчиков помещены пружины 5, сжатые гайками, навернутыми на шпильки.

Привод сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350 одинаков с приводом сцепления мотоциклов М1А «Москва» и К-125.

Принцип работы работа сцепления мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350

При отпущенном рычаге сцепления — сцепление включено. Сжатые гайками пять пружин создают давление на дно стаканчиков, которые своими буртиками давят на нажимной диск, а диск создает давление на все диски и с силой их сжимает. При нажатии на рычаг сцепления на мотоциклах ИЖ-350 и ИЖ-49 усилие от него через трос передается на рычаг червяка. Червяк, повертываясь через регулирующий винт и шарик, передает усилие через шток и грибок штока на нажимной диск, который, сжимая через дно стаканчиков пружины, освобождает диски, и сцепление оказывается выключенным.