Устройство и принцип работы сцепления мотоциклов М-72, М-75 и М-76

Устройство и принцип работы сцепления мотоциклов М-72, М-75 и М-76

Мотоцикл М72. Автор фото Michał Derela, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Устройство сцепления мотоциклов М-72, М-75 и М-76

Сцепление мотоцикла М-72 — двухдисковое, сухое. По окружности цилиндрической выточки маховика 1 (рис. 1) высверлены шесть отверстий, в которые запрессовано шесть стальных пальцев 2. Пальцы с торцовой части имеют внутреннюю нарезку. В той же выточке маховика сделано шесть кольцевых углублений 3 для пружин 4. На пальцы маховика сцепления мотоцикла М-72 надеты диски — нажимной 5 и средний ведущий 6. Нажимной диск имеет шесть сквозных отверстий для пальцев, а со стороны, обращенной к маховику, — шесть кольцевых канавок для пружин. В средней части диск имеет выточку с квадратным отверстием, в которое входит конец штока выключения. Средний ведущий диск сцепления мотоцикла М-72 представляет собой плоское стальное кольцо с шестью отверстиями для пальцев.

Устройство сцепления мотоцикла М-72: 2 — пальцы; 1 — маховик; 4 — пружины; 3 — кольцевые углубления; 6 — ведущий диск; 5 — нажимной диск; 5 — упорный диск; 7 — винты; 10 — ступица; 9 — ведомые диски; 12 — кольцевые накладки; 11 — маслоотражатель.

Рис. 1. Устройство сцепления мотоцикла М-72: 2 — пальцы; 1 — маховик; 4 — пружины; 3 — кольцевые углубления; 6 — ведущий диск; 5 — нажимной диск; 5 — упорный диск; 7 — винты; 10 — ступица; 9 — ведомые диски; 12 — кольцевые накладки; 11 — маслоотражатель.

Отверстия для пальцев в том и другом диске сцепления на мотоцикле М-72 выполнены с небольшим зазором для предупреждения заедания дисков в случае их перекоса. К торцам пальцев винтами 7 крепится стальной кольцевой упорный диск 8. Маховик с пальцами и диски: нажимной, средний ведущий и упорный представляют собой ведущую часть сцепления мотоцикла М-72. К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска 9, один из которых установлен между нажимным и средним ведущим дисками, а другой — между средним ведущим и упорным дисками. Ведомые диски изготовлены из листовой стали и имеют шесть отверстий по окружности с отходящими от них радиальными прорезями. В центре каждого ведомого диска сцепления мотоцикла М-72 сделаны отверстия для ступиц 10 с внутренними шлицами.

Ступицы крепятся к дискам сцепления мотоцикла М-72 посредством заклепок. К наружному ведомому диску вместе со ступицей приклепывается маслоотражатель 11. К ведомым дискам с обеих сторон приклепаны кольцевые накладки 12 из фрикционного материала. Ступицы ведомых дисков установлены на выступающем из коробки передач шлицевом конце ведущего вала.

Устройство привода сцепления мотоцикла М-72

К приводу сцепления относятся: рычаг сцепления 1 (рис. 2), смонтированный на левой стороне руля, трос 16, рычаг 9, установленный на коробке передач мотоцикла М-72, ползун 12, упорный шариковый подшипник 13, наконечник штока 14 и шток 17. Ползун, упорный шариковый подшипник, наконечник штока и шток помещены в сверлении ведущего вала коробки передач мотоцикла М-72. Рычаг сцепления болтом 3 шарнирно соединен с кронштейном 4. Кронштейн вставлен с торца в выточку руля и закреплен в ней посредством клина 2 с натяжным винтом 5. В кронштейне сделан упор для оболочки троса и отверстие, через которое трос подводится к вилке рычага. Другой конец оболочки троса упирается в прилив коробки передач мотоцикла М-72, а трос соединен с регулировочным штуцером 6, ввернутым в головку рычага выключения сцепления. Рычаг пальцем 10 шарнирно укреплен на обойме 11, которая охватывает выступающую из коробки передач мотоцикла М-72 стальную втулку и удерживается на ней стяжным болтом 15. Для предупреждения самоотвертывания регулировочного винта он имеет продольную канавку, а в сверлении рычага установлена пружина 8 с шариком 7; шарик, входя в канавку, фиксирует положение регулировочного винта.

Устройство привода сцепления мотоцикла М-72: 1 — рычаг сцепления; 2 — клин; 3 — болт рычага сцепления; 4 — кронштейн; 5 — натяжной винт; 6 — регулировочный штуцер; 7 — шарик; 8 — пружина; 9 — рычаг выключения сцепления, установленный на коробке передач; 10 — палец; 11 — обойма; 12 — ползун; 13 — упорный шарикоподшипник; 14 — наконечник штока; 15 — стяжной болт; 16 — трос; 17 — шток.

Рис. 2. Устройство привода сцепления мотоцикла М-72: 1 — рычаг сцепления; 2 — клин; 3 — болт рычага сцепления; 4 — кронштейн; 5 — натяжной винт; 6 — регулировочный штуцер; 7 — шарик; 8 — пружина; 9 — рычаг выключения сцепления, установленный на коробке передач; 10 — палец; 11 — обойма; 12 — ползун; 13 — упорный шарикоподшипник; 14 — наконечник штока; 15 — стяжной болт; 16 — трос; 17 — шток.

Принцип работы сцепления мотоцикла М-72

При отпущенном рычаге сцепления — сцепление на мотоцикле М-72 включено, так как под действием пружин ведомые диски зажаты между нажимным, средним ведущим и упорным дисками; следовательно, крутящий момент от вала работающего двигателя будет передаваться на ведущую часть сцепления мотоцикла М-72 и далее на ведомую, которая, в свою очередь, передает крутящий момент на коробку передач. При нажатии на рычаг сцепления усилие от него передается через трос на рычаг выключения сцепления и далее через ползун, упорный шариковый подшипник, наконечник штока и шток на нажимной диск, который отходит в сторону маховика, сжимает пружины и освобождает ведомые диски; при этом сцепление на мотоцикле М-72 будет выключено.

На мотоциклах М-75 и М-76 установлены сцепления, аналогичные сцеплению мотоцикла М-72.