Устройство и принцип работы систем батарейного зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125 и М1А «Москва»: катушка зажигания, прерыватели и прерыватель-распределитель ПМ-05, замок зажигания, конденсаторы, запальная свеча
Мотоцикл ИЖ-49 во Владивостокском музее автомотостарины. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Общее устройство системы батарейного зажигания
К приборам батарейного зажигания относятся: источник тока низкого напряжения (аккумуляторная батарея или генератор), катушка зажигания, прерыватель, замок зажигания, конденсатор, запальная свеча (свеча зажигания), провода низкого и высокого напряжения. На рис. 1 изображена принципиальная схема батарейного зажигания для одноцилиндрового двигателя мотоцикла.
Рис. 1. Принципиальная схема батарейного зажигания мотоцикла: 2 — свеча; 1 — аккумуляторная батарея; 4 — конденсатор; 3 — катушка зажигания; 6 — прерыватель; 5 — кулачок.
Катушка зажигания предназначена для преобразования в ток высокого напряжения тока низкого напряжения, т. е. представляет собой трансформатор. Катушка зажигания состоит из железного сердечника, на котором намотаны две обмотки. Одна — из более толстого провода с небольшим количеством витков (200–250) — называется первичной — по ней течет ток низкого напряжения. Вторая обмотка — из тонкого провода с большим числом витков (до 16 000), — называется вторичной — в ней индуктируется ток высокого напряжения.
Прерыватель предназначен для прерывания в первичной обмотке катушки зажигания тока.
Необходимость установки прерывателя вызывается тем, что беспрерывное течение постоянного тока не может создать переменное магнитное поле и электромагнитную индукцию.
Прерыватель состоит из кулачка, рычажка (молоточка) с подвижным контактом и неподвижного контакта (наковальни).
Кулачок, будучи установлен на распределительном или коленчатом валу, вращается и, нажимая на рычажок, размыкает контакты, которые вслед за этим замыкаются под действием пружины. Параллельно контактам прерывателя установлен конденсатор.
Замок зажигания служит для разъединения источника тока от приборов зажигания при неработающем двигателе.
Кроме прерывателя, в системах зажигания двухцилиндровых двигателей мотоциклов иногда устанавливается распределитель тока высокого напряжения, который распределяет ток высокого напряжения по свечам.
Для того чтобы ток от аккумуляторной батареи или генератора поступил в цепь, необходимо включить замок зажигания.
Когда контакты прерывателя замкнуты, ток течет по первичном обмотке катушки зажигания и возвращается в батарею. В это время вокруг первичной обмотки образуются магнитные силовые линии, которые пересекают витки обеих обмоток и замыкаются через сердечник.
Под действием кулачка контакты прерывателя разомкнутся и прервут ток в первичной обмотке, при этом магнитные силовые линии исчезнут, пересекая витки обеих обмоток.
Во вторичной обмотке эти магнитные силовые линии индуктируют ток высокого напряжения, потому что она состоит из большого количества витков, соединенных последовательно, а при таком соединении напряжение в одном витке обмотки будет складываться с напряжением другого витка. Один конец вторичной обмотки соединен с электродами запальной свечи, поэтому в момент образования тока высокого напряжения между электродами свечи произойдет разряд — проскочит искра.
В первичной обмотке магнитные силовые линии будут также индуктировать электрический ток (ток самоиндукции), имеющий то же направление, что и основной ток. Ток самоиндукции имеет напряжение 200–300 В и, стремясь замкнуться через размыкающиеся контакты прерывателя, вызывает сильную искру между ними, а также замедляет исчезновение основного тока в первичной обмотке.
Под действием тока самоиндукции обгорают контакты прерывателя, а во вторичной обмотке вследствие уменьшения скорости исчезновения магнитных силовых линий уменьшается напряжение.
Для устранения вредных последствий тока самоиндукции устанавливается конденсатор. При разомкнутых контактах ток самоиндукции поступает в конденсатор, который заряжается, т. е. запасает электричество, а затем после исчезновения основного тока разряжается через первичную обмотку. При этом ток разряда пойдет в направлении, обратном направлению прерванного первичного тока, способствуя более резкому размагничиванию сердечника и повышая этим напряжение во вторичной обмотке.
Таким образом, благодаря конденсатору устраняется искрение между контактами, ускоряется исчезновение магнитного поля и повышается напряжение во вторичной обмотке.
Устройство и принцип работы катушки зажигания
На мотоциклах катушка зажигания может быть установлена отдельно от других приборов системы зажигания и тогда ее снабжают кожухом (в мотоциклах М1А «Москва», М-72). В другом случае катушку зажигания устанавливают вместе с остальными приборами электрооборудования (мотоциклы К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350) в распределительном ящике.
Катушку зажигания КМ-01 (рис. 2) устанавливают на мотоциклах М1А «Москва» и М-72.
Рис. 2. Катушка зажигания КМ-01 мотоциклов М-72 и М1А «Москва»: 1 — корпус; 2 — хомутик для крепления катушки; 3 — выводы концов первичной обмотки; 4 — вывод конца вторичной обмотки (к свече).
Катушка состоит из сердечника, первичной обмотки, вторичной обмотки, корпуса и крышки (рис. 3). На сердечник 4, собранный для уменьшения потерь от вихревых токов из отдельных пластин трансформаторного железа, намотана вторичная обмотка 3, состоящая из большого числа витков тонкой изолированной проволоки. Поверх вторичной обмотки намотана первичная обмотка 2, состоящая из небольшого числа витков изолированной толстой проволоки. Первичная обмотка расположена поверх вторичной для лучшего ее охлаждения. Концы первичной обмотки включены в цепь низкого напряжения последовательно через прерыватель.
На первичную обмотку надето несколько пластин 5 из трансформаторного железа кольцевой формы, играющих роль вторичного сердечника (магнитопровода), для замыкания магнитных силовых линий.
Рис. 3. Устройство катушки зажигания: 2 — первичная обмотка; 1 — корпус; 4 — сердечник; 3 — вторичная обмотка; 6 — выводы первичной обмотки; 5 — магнитопровод; 8 — вывод вторичной обмотки; 7 — карболитовая крышка.
Данные катушки зажигания КМ-01 приведены в табл. 1
Наименование | Первичная обмотка | Вторичная обмотка |
---|---|---|
Диаметр провода, мм | 0,72 | 0,06 |
Число витков | 340 | 16 000 |
Напряжение, В | 6 | 10 000–15 000 |
Величина тока, А | 3–4 | 0,0008 |
Сопротивление, Ом | 2,12 | 6260 |
У мотоцикла М-72 катушка зажигания КМ-01 крепится хомутом и двумя болтами на нижней части распределительной коробки, а у мотоцикла М1А «Москва» — под бензобаком.
Катушка зажигания мотоциклов К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 (рис. 4) установлена в коробке электроприборов и не имеет наружного кожуха. Она состоит из сердечника и каркаса с двумя обмотками.
Рис. 4. Катушка зажигания мотоциклов К-125, ИЖ-49, и ИЖ-350: 1 — сердечник; 2 — выводы первичной обмотки; 3 — вывод вторичной обмотки.
Концы первичной обмотки выведены наружу. Один конец первичной обмотки соединен с центральным переключателем, другой — с рычажком прерывателя.
Один конец вторичной обмотки соединен с наружным контактом на катушке, а другой (внутри) — с первичной обмоткой.
К контакту, соединенному с концом вторичной обмотки, прижата упругая пластинка, которая подводит ток высокого напряжения к гнезду, на наружной крышке коробки электроприборов.
Неисправности катушки зажигания
В катушках зажигания часто встречаются следующие неисправности:
1) не индуктируется ток высокого напряжения;
2) напряжение тока во вторичной обмотке понижено;
3) катушка зажигания греется.
Преждевременный выход из строя катушек зажигания часто происходит по одной из следующих причин:
а) не выключено зажигание при неработающем двигателе;
б) перегрев двигателя (у мотоциклов М-72 или М1А «Москва»);
в) пробита вторичная обмотка;
г) разорвана цепь высокого напряжения;
д) большой зазор между электродами свечи.
Исправность катушки зажигания можно проверить, не снимая ее с мотоцикла. Для этого надо провод высокого напряжения поднести к массе на расстояние 5–6 мм и проворачивать коленчатый вал двигателя пусковым механизмом, при этом через зазор должна проскочить искра; если искра отсутствует, а ток в цепи первичной обмотки есть, значит, неисправна вторичная обмотка. Можно проверить катушку зажигания и с помощью аккумуляторной батареи. Для этого провод высокого напряжения следует подвести к массе с разрывом 2–3 мм, а боковые зажимы соединить с батареей. Один зажим батареи и один зажим катушки зажигания соединить постоянно, а от второго зажима батареи провод мгновенно замыкать и размыкать со вторым боковым зажимом катушки зажигания. Если катушка зажигания исправна, то между проводом и массой должна проскочить искра.
Устройство и принцип работы прерывателей и прерыватель-распределителя ПМ-05
Прерыватель предназначен для резкого размыкания цепи первичной обмотки катушки зажигания. Большинство прерывателей очень незначительно отличается по устройству друг от друга.
Прерыватель мотоцикла М1А «Москва» (рис. 5) состоит из кулачка, рычажка с пружиной и неподвижного контакта.
Кулачок установлен на конце якоря генератора. Рычажок и неподвижный контакт установлены на основной пластине, которая прикреплена к крышке корпуса генератора на двух винтах.
Рис. 5. Устройство прерывателя мотоцикла М1А «Москва»: 1 — смотровой люк прерывателя в правой крышке двигателя; 2 — основная пластина; 3 — пластина с неподвижным контактом; 4 — рычажок; 5 — кулачок; 6 — винты крепления пластины неподвижного контакта (ослабляются при регулировке зазора).
Рычажок изготовлен из текстолита, на одном его конце прикреплен контакт, который через медную шину соединен с зажимом П генератора и через него с первичной обмоткой катушки зажигания. Спиральная пружина прижимает другой конец рычажка к кулачку.
Неподвижный контакт крепится к основной пластине средним винтом и таким образом соединен на массу. Для нормальной работы необходимо, чтобы контакты прерывателя были чистыми, а зазор между ними находился в пределах 0,4–0,45 мм. Регулировка зазора производится при полном размыкании контактов.
Для регулировки необходимо ослабить два винта, которые крепят основную пластину и неподвижный контакт, и передвинуть пластину с контактом до получения требуемого зазора.
Для очистки и смазки кулачка прерывателя установлена фетровая подушка, которая прижата к кулачку пружиной.
Прерыватель мотоцикла ИЖ-49 (ИЖ-350) отличается от прерывателя мотоцикла М1А «Москва» тем, что на нем установлен центробежный регулятор опережения зажигания. В остальном устройство его подобно прерывателю мотоцикла М1А «Москва».
На мотоцикле М-72 прерыватель объединен с распределителем и называется прерывателем-распределителем ПМ-05 (рис. 6). Прерыватель-распределитель ПМ-05 установлен в передней части картера двигателя на крышке распределительной коробки (рис. 7) и прикреплен тремя винтами. В корпусе прерывателя (см. рис. 6) находится подвижный диск, на котором размещены неподвижный контакт, рычажок и фетровая подушка. Неподвижный контакт прикреплен двумя винтами — стопорным и регулирующим (эксцентриковым).
Рис. 6. Устройство прерыватель-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72 (прерыватель — справа; распределитель — слева): 1 — корпус прерывателя; 2 — диск прерывателя; 3 — стопор; 4 — неподвижный контакт; 5 — винт крепления неподвижного контакта; 6 — эксцентрик для регулировки зазора; 7 — рычажок; 8 — упор возвратной пружины диска с прорезом для троса опережения зажигания; 9 — конденсатор; 10 — ротор распределителя; 11 — боковые контакты; 12 — центральный контакт; 13 — крышка распределителя; 14 — гнезда проводов к свечам; 15 — гнездо провода высокого напряжения (от катушки зажигания).
Рис. 7. Установка прерывателя-распределителя и катушки зажигания на мотоцикле: 1 — крышка передней части картера двигателя; 2 — крышка распределителя; 3 — защелка; 4 — катушка зажигания.
Рычажок установлен на оси, изолирован от подвижного диска текстолитовой втулкой и через пластинчатую пружину соединен с изолированной контактной стойкой.
Подушка для смазки кулачков укреплена на пластинчатой пружине.
Размыкание контактов прерывателя осуществляется передним концом распределительного вала с двумя лысками; конец вала выполняет назначение кулачка прерывателя.
Контакты прерывателя изготовлены из вольфрама; зазор между ними должен быть 0,4–0,45 мм; он устанавливается перемещением пластины с неподвижным контактом посредством поворота эксцентрика 6 с предварительным ослаблением стопорного винта 5 (см. рис. 6).
Прерыватель на корпусе имеет один изолированный зажим, к которому (внутри корпуса) присоединены провода от рычажка и конденсатора, а снаружи — провод от правого зажима катушки зажигания.
Распределитель, смонтированный в приборе ПМ-05 (см. рис. 6), вместе с прерывателем установлен на мотоцикле М-72 для распределения тока высокого напряжения между свечами двух цилиндров двигателя.
Распределитель состоит из крышки 13 и ротора 10. Крышка распределителя изготовлена из пластмассы; в нее запрессованы три металлические втулки (контакты). В среднюю втулку 12 (центральный контакт) вставлен уголек, через который подводится ток высокого напряжения от катушки зажигания. В крайних втулках 11 (боковые контакты) помещены угольки на пружинках, через эти угольки ток высокого напряжения поступает по проводам на свечи.
Ротор изготовлен из пластмассы. В нем находится медный штифт на пружине и медный сегмент, которые соединены запрессованным в роторе проводником. Ротор устанавливается на переднем конце распределительного валика и вращается вместе с ним.
При вращении ротора ток высокого напряжения поступает от центрального контакта крышки через уголек и штифт на сегмент. К ротору прижаты контактные угольки крайних втулок крышки; когда сегмент коснется одного из угольков, то ток поступит с сегмента на уголек и через втулку по проводу к свече.
Неисправности прерывателя и уход за ним, регулировка зазора
Наиболее характерные неисправности прерывателя — обгорание или загрязнение контактов и нарушение величины зазора.
Загрязнение контактов приводит к тому, что двигатель (особенно холодный) пускается с трудом. Замасленные контакты нужно протирать тряпочкой, смоченной бензином, подгоревшие контакты зачищать надфилем.
При нарушении зазора возникают перебои в работе двигателя, падает мощность или двигатель останавливается совсем. Зазор может нарушиться при неправильной регулировке и при износе контактов; при надобности производится его регулировка. Зазор может также нарушиться вследствие износа подвижного контакта. При значительном износе приходится заменять износившиеся детали, так как регулировка не достигает цели.
Для надежной работы прерывателя необходимо, чтобы в него не попадали влага, песок и масло. Контакты прерывателя должны быть сухими и чистыми, а зазор между ними установленной величины.
Без необходимости не следует открывать крышку прерывателя. Как правило, проверка прерывателя производится во время технических обслуживаний. Сохранность прерывателя зависит от правильного ухода за ним и от исправности конденсатора.
Работу по регулировке зазора между контактами прерывателя рекомендуется производить в такой последовательности:
— повернуть руль так, чтобы удобно было отвернуть переднюю крышку картера;
— отвернуть гайку и снять переднюю крышку картера;
— сдвинуть защелку и снять крышку распределителя;
— повернуть пусковым механизмом распределительный вал так, чтобы винт крепления ротора находился против выреза в корпусе прерывателя;
— ослабить винт крепления ротора распределителя и снять ротор;
— проверить поверхность контактов прерывателя. Если контакты окислились или обгорели, зачистить их надфилем и промыть бензином;
— повернуть распределительный вал пусковым механизмом до максимального расхождения контактов прерывателя;
— ослабить стопорный винт пластины неподвижного контакта;
— вращая в ту или другую сторону эксцентрик, установить при помощи щупа зазор 0,4–0,45 мм между контактами прерывателя;
— завернуть стопорный винт и повторно проверить зазор между контактами;
— добавить смазку на подушку;
— поставить на место ротор и крышку распределителя;
— проверить состояние зажимов и присоединение проводов;
— проверить, действие зажигания, для чего отсоединить провод высокого напряжения от средней клеммы распределителя, установить зазор 2–3 мм между наконечником провода и массой мотоцикла, резко нажать на педаль пускового механизма. При этом между наконечником провода и массой должна проскочить искра;
— поставить на место переднюю крышку картера, подложив шайбу, закрепить гайкой.
Замок зажигания
Замок зажигания мотоцикла служит для отключения источников тока от системы зажигания при неработающем двигателе. Замок зажигания необходим в первую очередь потому, что если при неработающем двигателе ток поступает в первичную обмотку катушки зажигания, аккумуляторная батарея разряжается, а катушка нагревается и может сгореть. Кроме того, замок зажигания, включаемый отдельным ключом, затрудняет пуск двигателя мотоцикла посторонним лицам.
В связи с тем, что во всех более новых советских мотоциклах замок зажигания совмещен с другим прибором — центральным переключателем. В мотоциклах М1А «Москва» и М-72 замок зажигания находится в корпусе передней фары, а в мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125 — в распределительном ящике под седлом слева.
Конденсаторы
Конденсаторы, применяемые в электрооборудовании мотоциклов (рис. 8), состоят из двух металлических лент — обкладок из оловянной или алюминиевой фольги, между которыми проложена для изоляции парафинированная бумага.
Рис. 8. Устройство конденсатора: 1 — диэлектрик; 2 — обкладки (фольга); 3 — выводы; 4 — корпус; 5 — конденсатор в сборе с выводом в виде проводника.
Конденсатор заключен в цилиндрический или прямоугольный корпус и имеет выводы от обкладок для включения в цепь.
Одна обкладка соединена с металлическим корпусом конденсатора, а другая — с изолированным проводом.
Металлический корпус обычно присоединен к массе корпуса прерывателя, а изолированный провод — к рычажку прерывателя, т. е. конденсатор включен параллельно контактам прерывателя.
Конденсатор прерывателя мотоцикла М-72 установлен в специальной камере корпуса прерывателя, где он удерживается пластинчатой пружиной. В прерывателе мотоциклов М1А «Москва», ИЖ-49 и ИЖ-350 конденсатор крепится на крышке генератора.
Устройство и принцип работы запальной свечи (свечи зажигания)
Запальная свеча служит для образования электрической искры в камере сжатия.
Запальная свеча (рис. 9) состоит из следующих основных частей: корпуса, изолятора, центрального и бокового электродов. Корпус изготовлен из стали, с наружной стороны имеет вид шестигранной гайки, а на нижней части его нарезана резьба для ввертывания в отверстие головки цилиндров.
Внутри изолятора проходит металлический стержень, в верхней части которого нарезана резьба для гайки, прижимающей наконечник провода высокого напряжения.
Рис. 9. Запальная свеча (разборная): 1 — корпус; 2 — изолятор; 3 — зажимная гайка изолятора; 4 — кольцевые прокладки; 5 — центральный электрод; 6 — боковой электрод; 7 — зажим крепления провода высокого напряжения.
Нижняя часть стержня оканчивается центральным электродом. В нижней части корпуса находится изогнутый боковой электрод, который установлен по отношению к центральному электроду с зазором. Утолщенная часть изолятора находится в корпусе между двумя шайбами из красной меди (сверху и снизу), которые смягчают давление на изолятор и уплотняют зазор во избежание прорыва газов из цилиндра наружу.
Свечи, установленные на мотоциклах, испытывают тяжелую разнообразную нагрузку; особенно это относится к изолятору. Нижняя часть изолятора при сгорании рабочей смеси находится под действием температуры до 2000 °C, а средняя температура этой части изолятора составляет 450–560 °C. В то же время верхняя часть изолятора находится под воздействием атмосферного воздуха, а зачастую влаги и снега.
Изоляторы изготовляются преимущественно из керамической массы и реже из слюды. В качестве исходных материалов керамических сердечников применяется тальк, глинозем и каолин, а также искусственный корунд (окись алюминия), известный под названием синтеркорунд.
Перечисленные изоляторы применяются главным образом для обычных условий эксплуатации, а для спортивных и гоночных мотоциклов с форсированными двигателями наиболее подходящими являются изоляторы из специального состава или слюды.
В зависимости от способа крепления изолятора в корпусе свечи подразделяются на разборные и неразборные.
В разборной свече изолятор крепится гайкой, которая ввертывается в верхнюю часть корпуса и зажимает изолятор (см. рис. 9). При необходимости произвести очистку или замену изолятора можно его легко извлечь из корпуса.
В неразборной свече (рис. 10) верхняя часть корпуса завальцовывается и наглухо зажимает изолятор, что исключает возможность разборки.
Рис. 10. Запальная свеча (неразборная): 1 — корпус; 2 — сердечник с центральным электродом; 3 — боковой электрод.
Условия работы свечи и в особенности температура не являются постоянными, а колеблются в широких пределах в зависимости от типа двигателя и в первую очередь от степени сжатия и числа оборотов.
Между тем, условия правильной работы свечи не допускают значительного повышения или понижения ее температуры. Нижний конец изолятора свечи не должен охлаждаться ниже 500–560 °C, так как при более низкой температуре масло, попадающее на изолятор из цилиндра, будет сгорать медленно и образует нагар, который вызовет перебои в зажигании. В нормальных же условиях работы свеча самоочищается от нагара или масла под действием температуры, превышающей температуру воспламенения нагара.
Однако температура также не должна превышать 800 °C, иначе рабочая смесь будет воспламеняться не от искры, а от раскаленной свечи и при том несвоевременно (калильное зажигание).
Пригодность свечи для того или иного двигателя определяется величиной теплоотдачи свечи, т. е. возможностью свечи отвести большее или меньшее количество тепла за единицу времени и этим поддержать нужную температуру.
Теплоотдача свечи зависит главным образом от размеров нижней части (длины юбочки, диаметра изолятора и диаметра расточки корпуса).
Для двигателей дорожных мотоциклов, работающих в более спокойных условиях, необходимы свечи, сохраняющие больше тепла. У таких свечей (горячих) — длинная юбочка изолятора и широкая расточка корпуса (рис. 11).
Рис. 11. Запальные свечи с различной тепловой характеристикой: а — горячая свеча: б — холодная свеча.
В двигателях гоночных мотоциклов свеча должна воспринимать меньшее количество тепла и быстрее его отдавать, поэтому юбочка изолятора короче, а диаметр отверстия в нижней части корпуса уже (рис. 12).
Рис. 12. Свечи для спортивных мотоциклов: а — свеча с корундовым изолятором типа НМ12-3; б — свеча с уралитовым изолятором типа СТ; в — свеча с кристаллокорундовым изолятором типа ВКС.
На рис. 12 изображены свечи, предназначенные для форсированных двигателей.
Тепловая характеристика свечи обозначается длиной юбочки изолятора или так называемым калильным числом.
Калильное число выражает время, измеряемое в сотых долях минуты, по истечении которого свеча, установленная на специальном двигателе, разогревается так, что начинает давать калильное зажигание. Чем больше это число, тем лучше охлаждается данная свеча.
Для дорожных мотоциклов рекомендуются свечи с калильным числом 145, 175, 225, в то время как для спортивных и гоночных мотоциклов калильное число должно быть от 250 до 500.
Когда свеча зажигания подобрана верно, она очистку требует довольно редко, и ее поверхность не будет иметь следов перегрева. Если же свеча зажигания часто загрязняется и замасливается, то это означает, что она является слишком «холодной», если свеча зажигания перегревается (на конце изолятора присутствует белый цвет, есть следы оплавления у металла), возникает калильное зажигание, то это означает, что свеча зажигания слишком «горячая».
Неисправности запальных свечей и уход за ними
Неисправности запальных свечей приводят к ослаблению или полному исчезновению искры.
Неработающую запальную свечу можно определить:
а) по внешнему состоянию;
б) выключением одной свечи (на двухцилиндровых двигателях);
в) проверкой «на искру».
При неисправности одной из свечей двухцилиндровый двигатель работает на одном цилиндре. Свеча неработающего цилиндра будет холоднее, чем свеча работающего. Можно также отключить один из проводов высокого напряжения или, не отключая провода, замкнуть головку свечи на массу; при этом, если испытуемая свеча исправна, двигатель остановится.
При проверке «на искру» надо отсоединить провод высокого напряжения от свечи и проверить, есть ли искра на массу. Убедившись, что искра есть, вывернуть свечу. У неработающей свечи нижняя часть — влажная, с капельками масла и бензина.
Причиной перебоев в зажигании часто является нагар на нижней части свечи. Если нагар сухой, значит в двигатель поступала богатая рабочая смесь. Если нагар маслянистый, плотный, значит на свечу попадает масло из картера вследствие заливки масла выше уровня или вследствие износа поршневых колец. Нагар лучше всего отмочить керосином или бензином, а затем протереть свечу. Слюдяные свечи отмачивать в керосине нельзя.
Трещины на изоляторе свечи появляются от ударов при неосторожном обращении или от попадания холодной воды на горячую свечу.
Если по внешнему виду свеча исправна, но двигатель работает с перебоями, то свечу также проверяют «на искру». Для этого надо, соединив провод высокого напряжения, положить корпус свечи «на массу» и нажать на педаль пускового механизма — между электродами свечи должна проскочит и искра.
При правильном подборе свечи и исправной работе системы питания и зажигания свеча работает долго и надежно. Обычно рекомендуется вывертывать свечу для очистки от нагара не чаще чем через 3–5 тыс. км пробега.
Не рекомендуется очищать нагар скребками, инструментом, наждачной или стеклянной бумагой.
При снятии и обратной постановке свечи, а также при чистке оберегать изолятор от ударов.
В процессе эксплуатации мотоцикла частой операцией является проверка и регулировка зазора между электродами свечи (рис. 13), который обычно находится в пределах 0,6–0,7 мм.
Рис. 13. Проверка зазора между электродами: 2 — изолятор; 1 — корпус; 4 — боковой электрод; 3 — центральный электрод; 5 — радиатор; 6 — герметик.
Зазор регулируется путем осторожного подгибания боковых электродов (следует учитывать, что после двух-трех сильных изгибов электрод отламывается).