Устройство и принцип работы систем смазки двигателей мотоциклов М-72, М-35 и М-76

Устройство и принцип работы систем смазки двигателей мотоциклов М-72, М-35 и М-76

Мотоцикл М-72. Автор фото Huhu Uet, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

В двигателях советских мотоциклов применялась комбинированная система смазки. При этой системе (рис. 1) часть деталей, подвергающихся большей нагрузке, смазывается принудительно, под давлением от насоса, а другая часть смазывается разбрызгиванием масла движущимися деталями кривошипно-шатунного механизма.

Комбинированная система смазки двигателя мотоцикла М-72: 1 — корпус масляного насоса; 2 — валик ведущей шестерни насоса; 3 — ось ведомой шестерни; 4 — сетчатый фильтр насоса; 5 — масляная ванна картера; 6 — поддон картера двигателя мотоцикла М-72; 7 — смазочные отверстия пальцев кривошипа; 8 — фильтр-пеногаситель; 9 — пальцы кривошипа; 10 — коленчатый вал двигателя мотоцикла М-72; 11 — масляный карман; 12 — отверстия для смазки подшипника распределительного вала; 13 — распредвал; 14 — штанга привода масляного насоса; 15 — отверстие клапанной коробки; 16 — отверстие для смазки цилиндра двигателя мотоцикла М-72; 17 — маслосъемное кольцо; 18 — отверстие для смазки поршневого пальца; 19 — кольцевая канавка для смазки цилиндров; 20 — пробка маслозаливной горловины; 21 — масляный канал; 22 — прокладка; 23 — сливная пробка.

Рис. 1. Комбинированная система смазки двигателя мотоцикла М-72: 1 — корпус масляного насоса; 2 — валик ведущей шестерни насоса; 3 — ось ведомой шестерни; 4 — сетчатый фильтр насоса; 5 — масляная ванна картера; 6 — поддон картера двигателя мотоцикла М-72; 7 — смазочные отверстия пальцев кривошипа; 8 — фильтр-пеногаситель; 9 — пальцы кривошипа; 10 — коленчатый вал двигателя мотоцикла М-72; 11 — масляный карман; 12 — отверстия для смазки подшипника распределительного вала; 13 — распредвал; 14 — штанга привода масляного насоса; 15 — отверстие клапанной коробки; 16 — отверстие для смазки цилиндра двигателя мотоцикла М-72; 17 — маслосъемное кольцо; 18 — отверстие для смазки поршневого пальца; 19 — кольцевая канавка для смазки цилиндров; 20 — пробка маслозаливной горловины; 21 — масляный канал; 22 — прокладка; 23 — сливная пробка.

Для обеспечения обильной смазки, а также для лучшего охлаждения и фильтрации масла на некоторых двигателях мотоциклов его заставляют непрерывно циркулировать между двигателем и специальным масляным баком (рис. 2). В двигателях таких мотоциклов обычно применяется два масляных насоса: один нагнетающий масло из бака в масляную систему двигателя и второй откачивающий его из картера двигателя в масляный бак. Такая система смазки, называемая циркуляционной, применяется на двигателях мотоциклов М-35 и М-76.

Схема циркуляционной системы смазки двигателя мотоцикла с отдельным масляным баком: 1 — ведущая шестерня нагнетающего насоса; 2 — корпус нагнетающего насоса; 3 — ведомая шестерня нагнетающего насоса; 4 — кронштейн масляных трубок; 5 — ведущая шестерня откачивающего насоса; 6 — корпус откачивающего насоса; 7 — ведомая шестерня откачивающего насоса; 8 — откачивающий маслопровод; 9 — нагнетающий маслопровод; 10 — масляный бак; 11 — пробка масляного бака.

Рис. 2. Схема циркуляционной системы смазки двигателя мотоцикла с отдельным масляным баком: 1 — ведущая шестерня нагнетающего насоса; 2 — корпус нагнетающего насоса; 3 — ведомая шестерня нагнетающего насоса; 4 — кронштейн масляных трубок; 5 — ведущая шестерня откачивающего насоса; 6 — корпус откачивающего насоса; 7 — ведомая шестерня откачивающего насоса; 8 — откачивающий маслопровод; 9 — нагнетающий маслопровод; 10 — масляный бак; 11 — пробка масляного бака.

В двигателе мотоцикла М-72 масляный резервуар помещен в нижней части картера, под нижней его стенкой в поддоне, вследствие чего возвращение масла в резервуар возможно без помощи откачивающего насоса (самотеком). Такое размещение масляного резервуара с достаточно большим запасом масла в двигателе мотоцикла М-72 возможно вследствие горизонтально-противоположного расположения цилиндров. В этом двигателе применяется только нагнетающий насос. Путь циркуляции масла в двигателе мотоцикла М-72 короче, чем в двигателях с отдельным масляным баком, поэтому масло в нем охлаждается хуже.

Масляный насос 1 (рис. 3) засасывает масло из картера 2 двигателя мотоцикла М-72 и нагнетает его по вертикальному каналу 4 в задней стенке картера в главную магистраль 32, оттуда по каналам 30 и 5 в передней и задней стенках оно попадает в гнезда подшипников 28 передней и задней цапф кривошипа. Из гнезд по канавкам масло стекает в желобки маслоотражателей 10, которые вращаются совместно с коленчатым валом 29 двигателя мотоцикла М-72, при этом масло из них под действием центробежной силы поступает через отверстие во внутреннюю полость 25 пальцев кривошипа. Отсюда через два сверления 6 в теле пальца масло поступает в роликовый шатунный подшипник 23 опять-таки под действием центробежной силы.

Масло, попавшее в гнездо подшипника передней цапфы, заполняет кольцевую канавку 28 и через отверстие, просверленное в выемке этой канавки, подводится к трубке 24, запрессованной в крышку корпуса переднего подшипника. Вытекая из этой трубки, масло смазывает распределительные шестерни, с которых оно стекает на дно распределительной коробки и возвращается в картер двигателя мотоцикла М-72 через отверстие, имеющееся внизу передней стенки. Остальные детали двигателя мотоцикла М-72 смазываются разбрызгиванием масла, вытекающего из маслоуловителей и шатунных подшипников и попадающего на движущиеся детали кривошипа, благодаря чему в картере двигателя мотоцикла М-72 создается густой масляный туман.

Схема смазки двигателя мотоцикла М-72: 1 — масляный насос; 2 — картер двигателя мотоцикла; 3 — соединительная муфта ведущей шестерни; 4 — вертикальный канал, соединяющий масляный насос с главной магистралью; 5 — масляный канал к заднему подшипнику; 6 — радиальное отверстие в пальце кривошипа; 7 — маслосточный канал; 8 — маслоотражательная канавка; 9 — сальник; 10 — маслоотражатель; 11 — корпус подшипника задний; 12 — маслоподводящие каналы; 13 — распределительный вал двигателя мотоцикла М-72; 14 — задний масляный карман; 15 — задний подшипник распределительного вала; 16 — шестерня ведущая привода масляного насоса; 17 — шестерня ведомая привода масляного насоса; 18 — выемка для смазки валика привода масляного насоса; 19 — отверстие для смазки бронзовой втулки привода масляного насоса; 20 — бронзовая втулка привода масляного насоса; 21 — передний масляный карман; 22 — передний подшипник распределительного вала двигателя мотоцикла М-72; 23 — роликовый шатунный подшипник; 24 — маслопроводная трубка; 25 — внутренняя полость пальца кривошипа; 26 — распределительные шестерни; 27 — отверстие для смазки поршневого пальца; 28 — радиальная выемка в корпусе подшипника; 29 — коленчатый вал двигателя мотоцикла М-72; 30 — маслоканал к переднему подшипнику; 31 — сливное отверстие; 32 — главная магистраль.

Рис. 3. Схема смазки двигателя мотоцикла М-72: 1 — масляный насос; 2 — картер двигателя мотоцикла; 3 — соединительная муфта ведущей шестерни; 4 — вертикальный канал, соединяющий масляный насос с главной магистралью; 5 — масляный канал к заднему подшипнику; 6 — радиальное отверстие в пальце кривошипа; 7 — маслосточный канал; 8 — маслоотражательная канавка; 9 — сальник; 10 — маслоотражатель; 11 — корпус подшипника задний; 12 — маслоподводящие каналы; 13 — распределительный вал двигателя мотоцикла М-72; 14 — задний масляный карман; 15 — задний подшипник распределительного вала; 16 — шестерня ведущая привода масляного насоса; 17 — шестерня ведомая привода масляного насоса; 18 — выемка для смазки валика привода масляного насоса; 19 — отверстие для смазки бронзовой втулки привода масляного насоса; 20 — бронзовая втулка привода масляного насоса; 21 — передний масляный карман; 22 — передний подшипник распределительного вала двигателя мотоцикла М-72; 23 — роликовый шатунный подшипник; 24 — маслопроводная трубка; 25 — внутренняя полость пальца кривошипа; 26 — распределительные шестерни; 27 — отверстие для смазки поршневого пальца; 28 — радиальная выемка в корпусе подшипника; 29 — коленчатый вал двигателя мотоцикла М-72; 30 — маслоканал к переднему подшипнику; 31 — сливное отверстие; 32 — главная магистраль.

Масляные брызги разбрасываются по направлению вращения коленчатого вала двигателя мотоцикла М-72 — по часовой стрелке, вследствие чего на верхнюю стенку левого цилиндра (по ходу) попадает недостаточное количество масла. Поэтому левый цилиндр двигателя мотоцикла дополнительно смазывается принудительно маслом из главной магистрали, подаваемым по каналу, просверленному в среднем ребре картера. Этот канал упирается в кольцевую канавку 19 (см. рис. 1) фланца цилиндра двигателя мотоцикла М-72, которая соединена с внутренней полостью цилиндра посредством отверстия 16.

В мотоцикле М-72 детали механизма газораспределения смазываются разбрызгиванием. Для обеспечения постоянной надежной смазки скользящих подшипников 15 и 22 (рис. 3) распределительного вала 13 в стенках картера двигателя мотоцикла М-72 с внутренней стороны предусмотрены специальные приливы, являющиеся масляными карманами 14 и 21, в которые собирается часть разбрызгиваемого масла. Из карманов масло стекает к подшипникам 15 и 22 распределительного вала двигателя мотоцикла по каналам 12.

Подшипник 20 (бронзовая втулка) шестерни привода масляного насоса смазывается аналогичным образом. Здесь разбрызгиваемое масло накапливается в выемке 18 картера вокруг бронзовой втулки 20 и попадает в нее через сверление 19.

Некоторое количество масла попадает разбрызгиванием из картера двигателя мотоцикла М-72 в клапанную коробку через отверстие 15 (см. рис. 1) и смазывает стержни клапанов. Верхняя головка шатуна смазывается разбрызгиваемым маслом, проникающим во втулку через сверления 18. Стенки цилиндров, поршни и толкатели двигателя мотоцикла М-72 также смазываются разбрызгиванием.

Отработавшее масло стекает в нижнюю часть картера. Излишнее масло со стенок цилиндра двигателя мотоцикла М-72 снимается маслосъемным кольцом 17 и, проникая внутрь поршня через прорези в кольце и поршневой канавке, также стекает вниз. При прохождении через фильтр 8, привернутый к нижней стенке картера, гасится пена, масло очищается и снова попадает в масляный резервуар.