Устройство и принцип работы воздухоочистителей мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»: инерционные, сетчатые и с масляной ванной
Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Назначение и типы воздухоочистителей мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, К-1Б (К1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»
В воздухе, поступающем в карбюратор мотоцикла, содержится большое количество пыли, зависящее главным образом от характера местности, времени года и погоды.
Пыль на 75% состоит из мельчайших частиц кварца, которые, попав с горючей смесью на смазанную маслом поверхность цилиндра, поршня и других деталей двигателя мотоцикла, способствуют усилению износа этих деталей.
Для того, чтобы увеличить долговечность работы двигателя мотоцикла путем уменьшения износов от пыли, на мотоциклетных карбюраторах устанавливаются специальные воздухоочистители.
Воздухоочиститель, предназначенный для мотоцикла, должен удовлетворять следующим основным условиям:
1. Хорошо очищать воздух от пыли;
2. Оказывать небольшое сопротивление прохождению воздуха, чтобы не уменьшать наполнение двигателя горючей смесью;
3. Иметь простое и надежное устройство;
4. Иметь малые габариты и небольшой вес.
Воздухоочистители мотоциклов применяются:
1. Инерционные;
2. Сетчатые, влажные;
3. Масляные.
Устройство и принцип работы инерционных воздухоочистителей мотоциклов
Очистка воздуха в инерционных фильтрах основана на использовании центробежных сил, действующих на частицы пыли. Если поток воздуха направить так, чтобы он двигался с большой скоростью по спирали, то под действием центробежных сил частицы пыли, как более тяжелые, будут отбрасываться к стенкам корпуса инерционного фильтра мотоцикла и, достигнув их, потеряют скорость и выпадут из воздуха.
На рис. 1 изображен воздухоочиститель инерционного типа мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350. В верхней части инерционного воздухоочистителя установлены направляющие лопатки 3, которые придают круговое направление движению поступающего воздуха.
Под действием центробежных сил из воздуха выделяется пыль, которая отбрасывается к стенкам, а затем через отверстие 6 пылеотстойника ссыпается в него. Стакан пылеотстойника 12 имеет легкосъемное крепление на двух защелках 11.
Рис. 1. Устройство воздухоочистителя инерционного типа, устанавливаемого на мотоциклах ИЖ-49: 1 — трубка для очищенного воздуха: 2 — защитный колпак; 3 — направляющие лопатки; 4 — кожух фильтра; 5 — опорный хомут для защелки; 6 — отверстие в крышке пылеотстойника; 7 — прокладка; 8 — крышка пылеотстойника; 9 — отфильтрованная пыль; 10 — пружина крышки пылеотстойника; 11 — защелка; 12 — пылеотстойник.
Устройство и принцип работы сетчатых воздухоочистителей мотоциклов
Более простой и распространенный тип воздухоочистителя мотоцикла — сетчатый, увлажненный маслом.
Сетчатый воздухоочиститель мотоцикла (рис. 2) состоит из корпуса 1, металлических сеток 2 и набивки между сетками; сетки и набивка смочены маслом. Наружный воздух, проходя через отверстия сеток и в промежутки среди набивки, дробится на тонкие струйки, резко меняет направление движения, отчего частицы пыли оседают из воздуха на поверхности, смоченные маслом.
Рис. 2. Устройство сетчатого воздухоочистителя мотоцикла: 2 — сетка; 1 — корпус; 3 — заслонка воздушная; 4 — хомутик крепления фильтра.
На сетчатых воздухоочистителях мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва» и ИЖ-350 с наружной стороны установлены щелевые воздушные задвижки. Щелевая воздушная задвижка состоит из двух дисков с одинаковыми отверстиями, один из которых неподвижен, а другой можно поворачивать за рычажок от руки. При пуске двигателя мотоцикла, когда нужно обогатить горючую смесь, подвижный диск задвижки поворачивают так, чтобы его отверстия не совпадали с отверстиями неподвижного диска, тогда сопротивление воздуху резко возрастает и разрежение увеличивается.
После пуска двигателя мотоцикла задвижку следует повернуть так, чтобы отверстия дисков совпали.
Устройство и принцип работы воздухоочистителей с масляной ванной
Воздухоочиститель с масляной ванной, устанавливаемый на мотоциклах, оказывает лучшее фильтрующее действие. Он состоит (рис. 3 и 4) из корпуса и крышки. Нижняя часть корпуса представляет собой масляную ванну, в которую заливается отработавшее масло. Воздух, поступающий в воздухоочиститель мотоцикла, резко изменяет направление движения и ударяется о поверхность масла, на которой при этом и оседает пыль из воздуха.
Рис. 3. Устройство воздухоочистителя с масляной ванной, устанавливаемого на мотоциклах: 2 — масляная ванна; 1 — корпус; 3 — отражатель воздуха; 4 — крышка; 5 — пружинный замок крышки; 6 — набивка фильтра; 7 — нижняя сетка; 8 — наружная труба воздушной заслонки; 9 — внутренняя труба; 10 — рычажок воздушной заслонки; 11 — стопорный винт; 12 — верхняя сетка.
Рис. 4. Схема воздухоочистителя с масляной ванной, устанавливаемого на мотоциклах: 2 — масляная ванна; 1 — корпус; 3 — отражатель воздуха; 4 — верхняя сетка; 5 — набивка; 6 — нижняя сетка.