Устройство электрооборудования мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»: освещение, фары, электролампы, центральный переключатель света, коробка электроприборов, переключатель дальнего и ближнего света, звуковой сигнал

Устройство электрооборудования мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»: освещение, фары, электролампы, центральный переключатель света, коробка электроприборов, переключатель дальнего и ближнего света, звуковой сигнал

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Назначение приборов освещения мотоцикла

В настоящее время для освещения мотоциклов применяется исключительно электрическая энергия.

На рис. 1 изображена схема мотоцикла, на которой выделены световые точки.

Для освещения пути при движении мотоцикла служит фара, которая устанавливается на передней вилке. Стандартное оборудование советских мотоциклов предусматривает для освещения дороги одну лишь переднюю фару, однако в ряде случаев могут устанавливаться дополнительные источники освещения.

Схема размещения световых точек на мотоцикле: 1 — передняя фара: 2 — лампа дальнего и ближнего света; 3 — лампа малого света (стояночного); 4 — задний фонарь; 5 — фонарь коляски.

Рис. 1. Схема размещения световых точек на мотоцикле: 1 — передняя фара: 2 — лампа дальнего и ближнего света; 3 — лампа малого света (стояночного); 4 — задний фонарь; 5 — фонарь коляски.

На мотоциклах с колясками в комплект приборов освещения входит боковой фонарь коляски, который служит и в качестве сигнального, и в качестве габаритного, т. е. указывает встречному транспорту на наличие коляски и на те габариты, которые мотоцикл занимает на дороге.

В задней части мотоцикла устанавливается задний фонарь, который освещает номер и служит сигналом для идущего сзади транспорта. Иногда вместе с задним фонарем устанавливается стоп-сигнал, который загорается при торможении мотоцикла. На мотоциклах с колясками задний фонарь устанавливается и на коляске.

Включение и выключение световых точек производится посредством двух переключателей: центрального переключателя и переключателя света в передней фаре (дальнего и ближнего света).

Устройство фары и электроламп, устанавливаемых на мотоцикле

Фара освещает путь перед мотоциклом, причем в зависим мости от условий движения сила освещения может изменяться.

По устройству осветительной части фары мотоциклов имеют много общего и отличаются лишь отдельными деталями, однако в корпусе некоторых фар, кроме рефлектора и ламп, часто устанавливаются другие приборы: центральный переключатель, замок зажигания, спидометр (прибор для определения скорости движения и пройденного расстояния).

На рис. 2 изображена фара мотоцикла К-125, которая служит только для освещения пути. В металлическом корпусе установлены рефлектор, два патрона с электрическими лампами и рассеиватель.

Устройство фары ФГ-7 мотоцикла К-125: 1 — корпус; 2 — отражатель (рефлектор); 3 — ободок; 4 — стекло (рассеиватель); 5 — лампа стояночного света; 6 — лампа дальнего и ближнего света.

Рис. 2. Устройство фары ФГ-7 мотоцикла К-125: 1 — корпус; 2 — отражатель (рефлектор); 3 — ободок; 4 — стекло (рассеиватель); 5 — лампа стояночного света; 6 — лампа дальнего и ближнего света.

Корпус служит для крепления деталей фары и предохраняет их от механических повреждений, влаги, песка и т. п. Посредством корпуса фара крепится на мотоцикле на особых кронштейнах-держателях.

Рефлектор-отражатель мотоцикла собирает расходящиеся во все стороны световые лучи лампы и направляет их в виде узкого пучка на дорогу. Указанным свойством собирать световые лучи обладает вогнутая поверхность параболической формы. На рис. 3 показано действие параболического рефлектора.

Отражение света в параболическом рефлекторе

Рис. 3. Отражение света в параболическом рефлекторе.

Для правильного действия рефлектора лампа должна быть установлена в строго определенном месте, на определенном расстоянии от стенки по оптической оси рефлектора. Это расстояние называется фокусным расстоянием, и если лампа будет не в фокусе, то действие рефлектора значительно ухудшится. Фокусное расстояние определяется путем расчета при проектировании фары мотоцикла, однако его можно определить и практически, изменяя положение лампы так, чтобы на дорогу попадал сильный пучок света на нужном расстоянии.

Рефлектор изготовляется из латуни, внутренняя поверхность рефлектора хромируется или никелируется, а затем полируется до зеркального блеска.

Электрические лампы применяются в мотоцикле и для освещения, и в качестве сигнальных, в связи с чем существует несколько типов ламп разного размера и с разной силой света (рис. 4). Наиболее мощная лампа 25–35 Вт устанавливается в фокусе фары мотоцикла для освещения дороги, менее мощные лампы 1,5 Вт устанавливаются в задних фонарях, фаре и фонаре коляски, наименее мощные лампы 0,5 Вт применяются для контроля зарядки аккумулятора.

Электролампы для мотоциклов: 1 — контрольная лампа в распределительном ящике мотоциклов К-125 и ИЖ-49; 2 — контрольная лампа для мотоциклов М1А «Москва» и М-72; 3 — лампа дальнего и ближнего света с фланцем для мотоциклов ИЖ-49; 4 — лампа стояночного света и заднего фонаря.

Рис. 4. Электролампы для мотоциклов: 1 — контрольная лампа в распределительном ящике мотоциклов К-125 и ИЖ-49; 2 — контрольная лампа для мотоциклов М1А «Москва» и М-72; 3 — лампа дальнего и ближнего света с фланцем для мотоциклов ИЖ-49; 4 — лампа стояночного света и заднего фонаря.

Лампа (рис. 5) состоит из стеклянного баллона и цоколя с ножкой и нитью. Нить лампы изготовляется из тугоплавкого металла вольфрама и крепится на ножке. Концы нити соединяются с проводниками, которые впаяны в ножку лампы; вторые концы проводников выводятся к наружным контактам на цоколе.

Устройство однонитевой электролампы: 1 — стеклянная колба; 2 — нить; 3 — цоколь; 4 — штифты для крепления в патроне.

Рис. 5. Устройство однонитевой электролампы: 1 — стеклянная колба; 2 — нить; 3 — цоколь; 4 — штифты для крепления в патроне.

Как видно из рис. 6, в большой лампе фары мотоцикла установлено две нити, одна из которых соответствует мощности 35 Вт, другая — 25 Вт. Первая находится в фокусе и служит для освещения пути при поездках по неосвещенной дороге.

Двухнитевая лампа с фланцевым креплением: 1 — стеклянная колба; 2 — нити дальнего и ближнего света; 3 — цоколь; 4 — фланец; 5 — контакты.

Рис. 6. Двухнитевая лампа с фланцевым креплением: 1 — стеклянная колба; 2 — нити дальнего и ближнего света; 3 — цоколь; 4 — фланец; 5 — контакты.

При встрече с другим транспортом на шоссе сильный свет от этой нити ослепляюще действует на водителя встречного транспорта, поэтому освещение переключается на вторую нить 25 Вт. Вторая нить расположена над первой, т. е. не в фокусе фары мотоцикла; при включении этой нити резко уменьшается сила света и направление светового пучка, следовательно, ослабляется слепящее действие. Все остальные лампы на мотоцикле имеют по одной нити.

Цоколь служит основанием для лампы, к нему крепится ножка с нитью и стеклянный баллон. В нижней части цоколя находятся выводы — контакты для включения нити в цепь электрического тока.

Лампа с двумя нитями на цоколе имеет два контакта, к которым подведено по одному концу каждой нити; вторые концы нитей присоединены прямо к металлическому цоколю. Таким образом, через цоколь и металлические части мотоцикла один конец каждой нити все время соединен с одним из полюсов источника тока, и для того, чтобы, нить раскалилась, стоит лишь соединить второй конец ее через переключатель со вторым полюсом источника тока.

Во всех остальных лампах мотоцикла на цоколе имеется лишь один контакт, а второй конец нити присоединен к цоколю, как и в первом случае.

Патрон служит для установки и закрепления лампы в фаре или фонаре. В зависимости от ламп патроны так же, как и цоколи, называются одноконтактными и двухконтактными.

Патрон (рис. 7) состоит из латунного цилиндра, в котором установлена пластинка из изоляционного материала и пружина. На пластине укреплены один или два контакта, к которым припаяны проводники, выходящие наружу.

Устройство патрона для электролампы мотоцикла: 1 — корпус патрона; 2 — прорези для штифтов цоколя лампы; 3 — пружинный контакт; 4 — токоподводящий провод.

Рис. 7. Устройство патрона для электролампы мотоцикла: 1 — корпус патрона; 2 — прорези для штифтов цоколя лампы; 3 — пружинный контакт; 4 — токоподводящий провод.

На верхней части боковой поверхности патрона сделано два Г-образных выреза, а на цоколе лампы имеется два штифта, поэтому если вставить цоколь в патрон так, чтобы штифты попали в вырезы, затем довести лампу до упора и повернуть, штифты попадут в углубления и лампа будет закреплена. Такое устройство патрона и цоколя предотвращает вывертывание ламп при тряске мотоцикла и создает большие удобства при смене ламп.

С целью более точной установки лампы применяются цоколь и патрон, известные под названием «фланцевого». В этом случае вместо штифтов на цоколь напаян диск-фланец с тремя вырезами, а на патроне находятся три пружинящие защелки.

Кроме большой лампы с двумя нитями, в фаре мотоцикла установлена еще одна лампа с одной нитью мощностью 1,5 Вт. Эта лампа, называемая лампой стояночного света, расположена не в фокусе фары и дает слабый свет, который служит сигналом для водителей другого транспорта.

Рассеиватель представляет собой стекло, внутренняя поверхность которого неровная — рифленая. Пучок света, отражаясь от рефлектора, попадает на рассеиватель, преломляется на его поверхности и широкой равномерной полосой ложится на дорогу.

Фара без дополнительных приборов установлена на мотоциклах К1Б (К-1Б) «Киевлянин», К-125, ИЖ-49 (ИЖ-350).

На мотоцикле М-72 установлена фара ФГ-6 (рис. 8) с дополнительными приборами — спидометром, центральным переключателем и замком зажигания. Кроме того, в фаре установлен переключатель дальнего и ближнего света; трос управления этим переключателем выведен на левую половину руля.

Фара ФГ-6 мотоцикла М-72: а — устройство фары ФГ-6; 1 — корпус; 2 — отражатель (рефлектор); 3 — рассеиватель; 4 — лампа стояночного света; 5 — лампа дальнего и ближнего света; 6 — ободок; 7 — панель (основание) центрального переключателя; 8 — дугообразная контактная пластина; 9 — ползунок центрального переключателя; 10 — держатель плавкого предохранителя; 11 — ключ; 12 — контрольная лампа; 13 — спидометр; 14 — переключатель дальнего и ближнего света; б — схема включения фары ФГ-6.

Рис. 8. Фара ФГ-6 мотоцикла М-72: а — устройство фары ФГ-6; 1 — корпус; 2 — отражатель (рефлектор); 3 — рассеиватель; 4 — лампа стояночного света; 5 — лампа дальнего и ближнего света; 6 — ободок; 7 — панель (основание) центрального переключателя; 8 — дугообразная контактная пластина; 9 — ползунок центрального переключателя; 10 — держатель плавкого предохранителя; 11 — ключ; 12 — контрольная лампа; 13 — спидометр; 14 — переключатель дальнего и ближнего света; б — схема включения фары ФГ-6.

На рисунке изображены детали фары мотоцикла и приборов, которые в ней установлены, а также дано схематичное изображение фары с соединением отдельных деталей и указаниями по включению в цепь электрооборудования.

Фара ФГ-7 установлена на мотоцикле М1А «Москва» (рис. 9). Она отличается от фары М-72 тем, что на ней нет спидометра и переключателя дальнего и ближнего света. В фаре находятся замок зажигания и центральный переключатель типа М-72, а также отдельный переключатель зажигания.

Устройство фары ФГ-7 мотоцикла М1А «Москва»: 1 — корпус; 2 — ключ зажигания и центральный переключатель; 3 — центральный переключатель и замок зажигания; 4 — переключатель питания зажигания; 5 — лампа стояночного света; 6 — лампа дальнего и ближнего света.

Рис. 9. Устройство фары ФГ-7 мотоцикла М1А «Москва»: 1 — корпус; 2 — ключ зажигания и центральный переключатель; 3 — центральный переключатель и замок зажигания; 4 — переключатель питания зажигания; 5 — лампа стояночного света; 6 — лампа дальнего и ближнего света.

Задний фонарь (рис. 10) мотоцикла состоит из корпуса и красного стекла. В корпусе установлен патрон с лампой. Фонарь крепится на заднем грязевом щитке мотоцикла.

Устройство заднего фонаря ФП-7 мотоцикла: 1 — корпус; 2 — контакты; 3 — лампа; 4 — рубиновая линза из целлулоида; 5 — заднее крыло; 6 — винт крепления фонаря.

Рис. 10. Устройство заднего фонаря ФП-7 мотоцикла: 1 — корпус; 2 — контакты; 3 — лампа; 4 — рубиновая линза из целлулоида; 5 — заднее крыло; 6 — винт крепления фонаря.

Фонарь коляски (рис. 11) состоит из корпуса с рефлектором, патрона с лампой и стекла. Корпус фонаря приварен к щитку колеса коляски, а рефлектор и стекло удерживаются ободком.

Устройство фонаря коляски ФП-8 мотоцикла: 1 — корпус фонаря; 2 — целлулоидная рубиновая линза.

Рис. 11. Устройство фонаря коляски ФП-8 мотоцикла: 1 — корпус фонаря; 2 — целлулоидная рубиновая линза.

В процессе эксплуатации легче всего повреждается поверхность рефлектора, которая может потускнеть от действия влаги, пыли или от неосторожного обращения, поэтому без необходимости не рекомендуется снимать рассеиватель и открывать рефлектор. В случае смены перегоревших ламп на мотоцикле не следует касаться пальцами поверхности рефлектора, а для удаления пыли не обтирать его, а обдувать. При чистке рефлектор полируют замшей с ламповой сажей, разведенной на спирте.

Устройство центрального переключателя света мотоцикла

Центральный переключатель служит в мотоциклах для включения нужных световых точек. Обычно центральный переключатель изготовляется вместе с замком зажигания.

Центральный переключатель мотоцикла М-72 (рис. 12) установлен в фаре.

Основанием центрального переключателя служит текстолитовая пластинка, на которой сверху имеются дугообразный контакт и сегмент — держатель плавкого предохранителя и контрольной лампочки. Снизу на пластинке укреплены контакты замка зажигания. В середине пластинки сделано отверстие для ключа зажигания.

Устройство центрального переключателя света и замка зажигания мотоцикла М-72: 1 — панель (основание); 2 — дугообразная контактная пластина с гнездами; 3 — ползун; 4 — втулка; 5 — пружина; 6 — ключ; 7 — контакты замка зажигания; 8 — фиксатор ключа; 9 — держатель контрольной лампы; 10 — плавкий предохранитель; 11 — зажимы для крепления проводов.

Рис. 12. Устройство центрального переключателя света и замка зажигания мотоцикла М-72: 1 — панель (основание); 2 — дугообразная контактная пластина с гнездами; 3 — ползун; 4 — втулка; 5 — пружина; 6 — ключ; 7 — контакты замка зажигания; 8 — фиксатор ключа; 9 — держатель контрольной лампы; 10 — плавкий предохранитель; 11 — зажимы для крепления проводов.

Механизм переключения света мотоцикла состоит из ползунка, втулки из изоляционного материала, пружины, металлической втулки и ключа. Ползунок наложен на сегмент и дугообразный контакт; сверху в отверстие ползунка вставлена изоляционная втулка, верхняя часть которой входит в металлическую втулку. Между обеими втулками расположена пружина, которая прижимает ползунок к сегменту и контактам. Верхняя часть металлической втулки с прорезью входит в отверстие на фаре мотоцикла. Ключ зажигания и освещения имеет выступ, который входит в прорезь на втулке, поэтому при повороте ключа поворачиваются обе втулки с ползунком. Ползунок соединяет сегмент с дугообразным контактом и одним из контактов, соединенным с фарой. Дугообразный контакт соединен с источником тока через предохранитель, а сегмент — с задним фонарем и фонарем коляски.

Посредством переключателя включаются и выключаются задние фонари, фонарь коляски, а также большая или малая лампа в фаре мотоцикла.

Замок зажигания служит для отсоединения первичной обмотки катушки зажигания от источников тока и состоит из двух контактов — подвижного и неподвижного, которые установлены на нижней стороне основания центрального переключателя.

Подвижный, пружинящий, контакт соединен с источниками тока, а неподвижный контакт соединен с концом первичной обмотки катушки зажигания мотоцикла и с контрольной лампочкой. Контакты замыкает стержень на ключе зажигания и центрального переключателя, который проходит в отверстие на пластинке переключателя. Для удержания ключа зажигания на верхней части его сделаны две канавки, в которые входят шарики фиксатора.

Центральный переключатель К-125 и ИЖ-49 (ИЖ-350) служит одновременно и замком зажигания.

Центральный переключатель (рис. 199) мотоцикла установлен в коробке электроприборов. Он состоит из корпуса с шестью пружинными контактами, барабана с фиксатором и ручкой. Барабан переключателя изготовлен из пластмассы. На его боковой поверхности укреплена фигурная контактная пластинка. Барабан вставлен в гнездо корпуса и при повороте его цепи зажигания и освещения мотоцикла замыкаются контактной пластинкой через пружинные контакты, которые прижаты (по три с каждой стороны) к пластине. Каждое положение барабана переключателя фиксируется посредством шарика и пружины. Шарик фиксатора входит в углубление на внутренней стенке корпуса. Пружинные контакты центрального переключателя мотоцикла соединены с зажимами , ЗС, ФСТ, СГ, ПК (см. рис. 15).

Устройство центрального переключателя мотоциклов ИЖ-49 и К-125: 1 — корпус центрального переключателя; 2 — зажимы; 3 — пружинные контакты (по три с каждой стороны); 4 — гнезда фиксатора; 5 — гнездо барабана; 6 — контакты контрольной лампы; 7 — пружина фиксатора; 8 — шарик фиксатора барабана; 9 — барабан переключателя; 10 — ключ переключателя; 11 — контактная пластина барабана.

Рис. 13. Устройство центрального переключателя мотоциклов ИЖ-49 и К-125: 1 — корпус центрального переключателя; 2 — зажимы; 3 — пружинные контакты (по три с каждой стороны); 4 — гнезда фиксатора; 5 — гнездо барабана; 6 — контакты контрольной лампы; 7 — пружина фиксатора; 8 — шарик фиксатора барабана; 9 — барабан переключателя; 10 — ключ переключателя; 11 — контактная пластина барабана.

Ток поступает от аккумуляторной батареи или генератора (от реле) к зажиму , а от нее через пружинный контакт и контактную пластину к остальным потребителям.

Рычажок центрального переключателя мотоцикла может быть установлен в пяти различных положениях:

1-е положение — включен задний фонарь и малая лампочка фары (при стоянке на дороге ночью);

2-е положение — включены зажигание и сигнал, свет на мотоцикле выключен (при езде днем);

3-е положение — включены зажигание, сигнал, задний фонарь, лампа малого света фары (при езде ночью по освещенному пути в городских условиях);

4-е положение — включены зажигание, сигнал, задний фонарь и большая лампочка фары (при езде ночью по плохо освещенному пути);

5-е положение — служит для пуска двигателя мотоцикла и движения при поврежденной или снятой аккумуляторной батарее. В этом положении система зажигания питается непосредственно от генератора.

Устройство центрального переключателя типа П-30 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — корпус; 2 — контакты источников тока; 3 — контакты световых точек; 4 — зажимы для проводов; 5 — крышка переключателя со скользящим контактом (ползунком) и рычажком. I, II, III, IV — положения ползунка переключателя при включении световых точек.

Рис. 14. Устройство центрального переключателя типа П-30 мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — корпус; 2 — контакты источников тока; 3 — контакты световых точек; 4 — зажимы для проводов; 5 — крышка переключателя со скользящим контактом (ползунком) и рычажком. I, II, III, IV — положения ползунка переключателя при включении световых точек.

Центральный переключатель П-30 (рис. 14), устанавливаемый на мотоцикле К1Б (К-1Б) «Киевлянин», — один из наиболее простых, сочетает в себе центральный переключатель с переключателем дальнего и ближнего света. Центральный переключатель П-30 мотоцикла состоит из корпуса с крышкой-переключателем. На корпусе установлено 5 неподвижных контактов с зажимами для подключения проводов от источников тока и потребителей, а в крышке-переключателе укреплена ось со скользящим контактом, который поворачивается вместе с крышкой и, скользя по неподвижным контактам, соединяет источники тока со световыми точками.

Один из неподвижных контактов, более широкий, соединен с генератором переменного тока мотоцикла; против этого контакта (по диаметру) находятся два неподвижных контакта, соединенных с нитями дальнего и ближнего света центральной лампочки фары.

Другой неподвижный контакт соединен с сухой батареей, а противоположный контакт соединен с лампочкой стояночного света мотоцикла, установленной сбоку.

Устройство коробки электроприборов мотоцикла

В мотоциклах К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 имеется коробка электроприборов П-35 (рис. 15), в которой установлены катушка зажигания, блок центрального переключателя, блок реле регулятора и контрольная лампочка.

Устройство коробки электроприборов мотоцикла ИЖ-49: 1 — корпус; 2 — гнездо провода высокого напряжения; 3 — контрольная лампа; 4 — катушка зажигания; 5 — реле-регулятор; 6 — центральный переключатель; 7 — ключ; 8 — предохранитель.

Рис. 15. Устройство коробки электроприборов мотоцикла ИЖ-49: 1 — корпус; 2 — гнездо провода высокого напряжения; 3 — контрольная лампа; 4 — катушка зажигания; 5 — реле-регулятор; 6 — центральный переключатель; 7 — ключ; 8 — предохранитель.

Коробка электроприборов мотоцикла изготовлена из бакелита и закрыта крышкой на двух винтах. Сверху на стенке коробки, имеются гнезда для провода высокого напряжения и для контрольной лампочки. На боковой стенке коробки находится рычажок центрального переключателя.

Включение коробки электроприборов в цепь электрооборудования мотоцикла производится при помощи десяти зажимов (см. схему рис. 20), причем четыре из них находятся на блоке реле-регулятора и шесть на блоке центрального переключателя. Зажимы блока центрального переключателя соединены с шестью пружинными контактами переключателя.

Устройство переключателя дальнего и ближнего света мотоцикла

Посредством центрального переключателя мотоцикла возможно лишь включить большую или малую лампу фары, а включить дальний или ближний свет большой лампы можно отдельным переключателем, который называется переключателем дальнего и ближнего света.

Для быстроты переключения света (в случае появления встречного транспорта) этот переключатель устанавливается на руле, с левой стороны.

В мотоцикле М-72 на руле находится только рычажок переключателя, который через трос управляет переключателем, установленным в фаре.

В мотоциклах М1А «Москва», ИЖ-49 (ИЖ-350) на руле установлен переключатель П-25 (рис. 16), причем в мотоциклах М1А «Москва» и ИЖ-350 в одном корпусе с переключателем находится кнопка сигнала.

Устройство переключателя дальнего и ближнего света П-25 мотоцикла: 1 — корпус переключателя с крышкой; 2 — рычажок; 3 — кнопка сигнала.

Рис. 16. Устройство переключателя дальнего и ближнего света П-25 мотоцикла: 1 — корпус переключателя с крышкой; 2 — рычажок; 3 — кнопка сигнала.

Устройство электрического звукового сигнала мотоцикла

На советских мотоциклах применялись электрические звуковые сигналы вибрационного типа, в которых звук возникает при быстрых (частых) колебаниях упругой металлической пластины — мембраны.

На рис. 17 изображен вибрационный звуковой электросигнал мотоцикла, который состоит из электромагнита, мембраны с якорем, прерывателя с конденсатором. Во время нажатия на кнопку звукового сигнала происходит замыкание цепи, и электрический ток идет от аккумулятора к контактам кнопки звукового сигнала, затем идет по обмотке электромагнита и тем самым намагничивает сердечник, притягивающий мембрану; с мембраной один из контактов отходит, электрическая цепь разрывается, происходит размагничивание сердечника, под воздействием пружины мембрана возвращается в изначальное положение, а контакты снова замыкаются. После этого процесс опять повторяется.

Устройство вибрационного звукового электросигнала мотоцикла: 2 — сердечник; 1 — корпус; 4 — пружина якоря; 3 — обмотка электромагнита; 5 — конденсатор; 6 — кронштейн крепления звукового сигнала; 7 — регулировочный винт; 8 — контакты; 9 — крышка; 10 — мембрана низкого тона; 11 — якорь; 12 — мембрана высокого тона.

Рис. 17. Устройство вибрационного звукового электросигнала мотоцикла: 2 — сердечник; 1 — корпус; 4 — пружина якоря; 3 — обмотка электромагнита; 5 — конденсатор; 6 — кронштейн крепления звукового сигнала; 7 — регулировочный винт; 8 — контакты; 9 — крышка; 10 — мембрана низкого тона; 11 — якорь; 12 — мембрана высокого тона.

Регулировка тона звукового сигнала мотоцикла осуществляется регулировочным винтом, при повороте которого вправо или влево изменяется тон звукового сигнала. Регулировку надо производить постепенно, затягивая контргайку и пробуя тон после каждого поворота винта.

Устанавливаемый на мотоциклах звуковой сигнал С-35 (рис. 18) отличается лишь тем, что заключен в корпус из пластмассы с навинченной крышкой. В связи со значительными затруднениями при отвертывании крышки со звуковым сигналом следует обращаться с большой осторожностью, не затрагивая никаких винтов, кроме регулировочного (в случае необходимости).

Включение звукового сигнала на мотоцикле производится кнопкой, которая обычно совмещается с переключателем дальнего и ближнего света и находится на левой половине руля.

Устройство звукового сигнала С-35 мотоцикла: 1 — корпус сигнала; 2 — электромагнит; 3 — обмотка; 4 — якорь; 5 — регулировочный винт; 6 — мембрана; 7 — крышка.

Рис. 18. Устройство звукового сигнала С-35 мотоцикла: 1 — корпус сигнала; 2 — электромагнит; 3 — обмотка; 4 — якорь; 5 — регулировочный винт; 6 — мембрана; 7 — крышка.

Общие схемы электрооборудования мотоциклов М-72, ИЖ-49, ИЖ-350, К-125 и М1А «Москва»

Знание схемы электрооборудования необходимо при эксплуатации мотоцикла, и особенно обнаруживается полезность этих знаний, когда требуется найти какую-либо неисправность.

На рис. 19–22 изображено соединение всех источников и потребителей тока и всех приборов электрооборудования в единой схеме по мотоциклам основных отечественных марок. Общие схемы электрооборудования позволяют проследить пути тока по всем основным цепям.

Общая схема электрооборудования мотоцикла М1А «Москва» изображена на рисунке 19.

Общая схема электрооборудования мотоциклов К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 изображена на рисунке 20.

Общая схема электрооборудования мотоцикла М-72 с реле-регулятором РР-1 изображена на рисунке 21.

Общая схема электрооборудования мотоцикла М-72 с реле-регулятором РР-31 изображена на рисунке 22.

Общая схема электрооборудования мотоцикла М1А «Москва»: 1 — фара; Л1 — лампа дальнего и ближнего света; Л2 — лампа стояночного света; 2 — переключатель зажигания; 3 — центральный переключатель; 4 — ключ; 5 — контрольная лампа; 6 — кнопка сигнала; 7 — переключатель дальнего и ближнего света; 8 — катушка зажигания; 9 — свеча; 10 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; РН — регулятор напряжения; 11 — задний фонарь; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — сигнал; 14 — генератор; 15 — прерыватель.

Рис. 19. Общая схема электрооборудования мотоцикла М1А «Москва»: 1 — фара; Л1 — лампа дальнего и ближнего света; Л2 — лампа стояночного света; 2 — переключатель зажигания; 3 — центральный переключатель; 4 — ключ; 5 — контрольная лампа; 6 — кнопка сигнала; 7 — переключатель дальнего и ближнего света; 8 — катушка зажигания; 9 — свеча; 10 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; РН — регулятор напряжения; 11 — задний фонарь; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — сигнал; 14 — генератор; 15 — прерыватель.

Общая схема электрооборудования мотоциклов К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350: 1 — фара; Л1 — лампа дальнего и ближнего света; Л2 — лампа стояночного света; 2 — кнопка сигнала; 3 — переключатель дальнего и ближнего света; 4 — сигнал; 5 — прерыватель; 6 — генератор; 7 — аккумуляторная батарея; РЯ — коробка электроприборов; 8 — задний фонарь; 9 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; 10 — центральный переключатель; РН — регулятор напряжения; 11 — включение центрального переключателя для каждого положения ключа (центрального переключателя) — показаны те клеммы, которые находятся под током (зачернены). Ток поступает от аккумуляторной батареи или генератора на зажим +А, а от нее через барабан и пружинные контакты — на остальные зажимы; 12 — катушка зажигания; 13 — контрольная лампа; 14 — свеча.

Рис. 20. Общая схема электрооборудования мотоциклов К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350: 1 — фара; Л1 — лампа дальнего и ближнего света; Л2 — лампа стояночного света; 2 — кнопка сигнала; 3 — переключатель дальнего и ближнего света; 4 — сигнал; 5 — прерыватель; 6 — генератор; 7 — аккумуляторная батарея; РЯ — коробка электроприборов; 8 — задний фонарь; 9 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; 10 — центральный переключатель; РН — регулятор напряжения; 11 — включение центрального переключателя для каждого положения ключа (центрального переключателя) — показаны те клеммы, которые находятся под током (зачернены). Ток поступает от аккумуляторной батареи или генератора на зажим +А, а от нее через барабан и пружинные контакты — на остальные зажимы; 12 — катушка зажигания; 13 — контрольная лампа; 14 — свеча.

Общая схема электрооборудования мотоцикла М-72 с реле-регулятором РР-1: 1 — фара; Л1 — лампа дальнего и ближнего света; Л2 — лампа стояночного света; 2 — переключатель дальнего и ближнего света; 3 — центральный переключатель; 4 — замок зажигания; 5 — контрольная лампа; 6 — предохранитель; 7 — фонари коляски; 8 – сигнал; 9 — генератор; 10 — аккумуляторная батарея; 11 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; РН — регулятор напряжения; 12 — задний фонарь; 13 — катушка зажигания; 14 — прерыватель; 15 — распределитель; 16 — свеча; 17 — кнопка сигнала; 18 — манетка опережения зажигания; 19 — рычажок переключателя дальнего и ближнего света.

Рис. 21. Общая схема электрооборудования мотоцикла М-72 с реле-регулятором РР-1: 1 — фара; Л1 — лампа дальнего и ближнего света; Л2 — лампа стояночного света; 2 — переключатель дальнего и ближнего света; 3 — центральный переключатель; 4 — замок зажигания; 5 — контрольная лампа; 6 — предохранитель; 7 — фонари коляски; 8 – сигнал; 9 — генератор; 10 — аккумуляторная батарея; 11 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; РН — регулятор напряжения; 12 — задний фонарь; 13 — катушка зажигания; 14 — прерыватель; 15 — распределитель; 16 — свеча; 17 — кнопка сигнала; 18 — манетка опережения зажигания; 19 — рычажок переключателя дальнего и ближнего света.

Схема электрооборудования М-72 с реле-регулятором РР-31: 1 — фара; Л1 — лампочка дальнего и ближнего света; Л2 — лампочка стояночного света; 2 — переключатель дальнего и ближнего света; 3 — центральный переключатель; 4 — замок зажигания; 5 — контрольная лампа; 6 — предохранитель; 7 — кнопка сигнала; 8 — рычажок переключателя для дальнего и ближнего света; 9 — манетка опережения зажигания; 10 — катушка зажигания; 11 — прерыватель; 12 — распределитель; 13 — свеча; 14 — сигнал; 15 — генератор; 16 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; РН — регулятор напряжения; 17 — аккумуляторная батарея; 18 — задний фонарь; 19 — фонари коляски.

Рис. 22. Схема электрооборудования М-72 с реле-регулятором РР-31: 1 — фара; Л1 — лампочка дальнего и ближнего света; Л2 — лампочка стояночного света; 2 — переключатель дальнего и ближнего света; 3 — центральный переключатель; 4 — замок зажигания; 5 — контрольная лампа; 6 — предохранитель; 7 — кнопка сигнала; 8 — рычажок переключателя для дальнего и ближнего света; 9 — манетка опережения зажигания; 10 — катушка зажигания; 11 — прерыватель; 12 — распределитель; 13 — свеча; 14 — сигнал; 15 — генератор; 16 — реле-регулятор; РО — реле обратного тока; РН — регулятор напряжения; 17 — аккумуляторная батарея; 18 — задний фонарь; 19 — фонари коляски.