Устройство картера двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»
В устройство картера двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» (рис. 1) входят две половины а и б, соединенные между собой винтами, ввернутыми в нарезанные отверстия правой половины, и двумя фиксаторными втулками, запрессованными в отверстия правой половины б. Передняя часть картера двигателя мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» отделена от задней перегородкой 4. В стенках переднего отсека 14 имеются отверстия с гнездами для наружных обойм 2 шариковых подшипников коленчатого вала. Под обоймами находятся уплотнительные шайбы 3 и сальники 17. В верхний фланец картера двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) ввернуты четыре шпильки для крепления цилиндра. В стенке правой половины имеется продувочное окно, соединенное с продувочным каналом цилиндра. В стенках заднего отсека 15 картера сделано по два отверстия 11 и 13 для опор первичного и вторичного вала коробки передач.
Рис. 1. Устройство картера двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: а — левая половина картера; б — правая половина картера; 1 — отверстие фиксаторной втулки; 2 — наружная обойма шарикового подшипника коленчатого вала двигателя мотоцикла К-1Б (К1Б); 3 — уплотнительная шайба; 4 — перегородка переднего и заднего отсеков; 5 — наружная обойма шарикового подшипника коленчатого вала двигателя мотоцикла К-1Б «Киевлянин»; 6 — прилив; 7 — цапфа вилки переключения; 8 — втулка рычага переключения передач; 9 — штифт; 10 — наружная обойма роликового подшипника; 11 — отверстие вторичного вала; 12 — шайба; 13 — отверстие первичного вала; 14 — кривошипная камера; 15 — задний отсек картера двигателя мотоцикла К1Б «Киевлянин»; 16 — коробка привода сцепления; 17 — сальник; 18 — отверстие фиксаторной втулки; 19 — втулка первичного вала; 20 — шайба; 21 — сальник; 22 — прилив; 23 — отверстие рычага выключения сцепления; 24 — коробка генератора.
В отверстие 13 (рис. 1) правой половины б картера двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» запрессована наружная обойма 5 шарикового подшипника первичного вала, а левой а — бронзовая втулка 19. В отверстия вторичного вала 11 запрессованы наружные обоймы 10 роликовых подшипников. Под правой обоймой помещена стальная шайба 12, под левой — ограничительная шайба 20 и сальник 21. В задней стенке правой половины б картера двигателя мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» имеется отверстие, в которое запрессована бронзовая втулка 8 рычага переключения передач. Рядом со втулкой в задней стенке просверлено гнездо, в которое запрессован штифт 9, ограничивающий поворот рычага переключения передач. Внутри заднего отсека правой половины картера двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) сделан прилив 6 с отверстием, в которое запрессована цапфа 7 вилки переключения. С наружной стороны левой половины картера а двигателя мотоцикла К-1Б (К1Б) против отверстия для опоры первичного вала 13 имеется вертикальный прилив 22. Отверстие 23 этого прилива сообщается с отверстием для опоры первичного вала 13. Прилив 22 предназначен для рычага выключения сцепления. В верхней части отверстия прилива сделана фаска для размещения сальника.
В задней части левой половины картера двигателя мотоцикла имеется отверстие с резьбой, в которое завернута масленка. Наружная сторона левой половины картера а в передней части представляет собой цилиндрическую коробку 24, в которой размещен генератор мотоцикла К1Б (К-1Б). В стенке этой коробки сделано два отверстия с резьбой. В одно из них ввернут карболитовый корпус токособирателя, а во второе — карболитовый корпус зажима провода освещения.
Наружная сторона правой половины б картера двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» представляет собой также коробку 16, в которой размещены шестерни привода сцепления. Эта коробка вместе со сцеплением закрыта крышкой из алюминиевого сплава, привернутой к картеру пятью винтами и снабженной масленкой. Между картером и крышкой проложена бумажная прокладка.