Устройство картера двигателя мотоцикла М1А «Москва»
Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Картер служит для соединения воедино всех деталей двигателя мотоцикла и для предохранения внутренних частей его от попадания пыли и грязи. Детали двигателя крепятся как внутри картера, так и снаружи. На советских двухтактных двигателях картеры изготавливались разъемными в продольной плоскости, на четырехтактных — неразъемными. Двухтактные двигатели мотоциклов имеют общий картер с коробкой передач и с механизмом сцепления. В переднем отсеке такого картера помещается коленчатый вал, а в заднем — механизм коробки передач. Оба отсека друг от друга герметически изолированы, так как в передний засасывается горючая смесь.
Как правило, картеры отливают из алюминиевого сплава, однако иногда их делают из чугуна.
Картер двигателя мотоцикла М1А «Москва» (рис. 1) изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух половин а и б. Обе половины соединены между собой посредством винтов, ввернутых в левую половину картера а. Обе части картера двигателя мотоцикла М1А «Москва» собираются вместе посредством двух установочных штифтов, проходящих через отверстия 1 и 10 в передней и задней частях. Между передней и задней частями картера имеется перегородка 5. В передней части 9 цилиндрической формы размещен кривошип, а в задней 2 — коробка передач.
Рис. 1. Устройство картера двигателя мотоцикла М1А «Москва»: а — левая половина картера; б — правая половина картера: 1 — отверстие для установочного штифта; 2 — отсек коробки передач; 3 — прилив для масляного щупа; 4 — отверстие для подшипника первичного вала; 5 — перегородка переднего и заднего отсеков; 6 — посадочное место цилиндра двигателя мотоцикла М1А «Москва»; 7 — продувочные каналы; 8 — шпильки крепления цилиндра; 9 — отсек коленчатого вала; 10 — отверстие для установочного штифта переднее; 11 — отверстие для подшипника коленчатого вала; 12 — сливная масляная пробка; 13 — отверстие опоры промежуточного вала; 14 — отверстие опоры пускового вала; 15 — прилив спускной масляной пробки; 16 — прилив крепления цилиндра двигателя мотоцикла М1А «Москва»; 17 — прилив для опоры коленчатого вала; 18 — отверстие оси указателя передач.
Для достижения герметичности передней части картера двигателя мотоцикла М1А «Москва» на левой половине а предусмотрен буртик, входящий в выточку правой половины б, а между половинками картера проложена прокладка из бумаги вианиб. В приливах 17 стенок передней части картера сделаны два отверстия 11 для опор коленчатого вала. Вверху передней части картера двигателя мотоцикла М1А «Москва» сделан прилив 16, в отверстие 6 которого вставляется цилиндр. На торцовой плоскости этого прилива просверлены четыре отверстия, в которых нарезана резьба. В эти отверстия ввернуты шпильки 8, крепящие цилиндр и головку цилиндра. В стенке этого же прилива имеется два продувочных канала 7, соединяющих полость кривошипной камеры 9 с продувочными каналами в цилиндре двигателя мотоцикла М1А «Москва».
В стенке каждой половины картера двигателя мотоцикла М1А «Москва» высверлены масляные каналы, соединяющие цилиндр с коренными подшипниками коленчатого вала. В стенках заднего отсека правой б и левой а половин картера расточены по два отверстия 4 и 13, расположенных на одной оси. В большие верхние отверстия запрессованы наружные обоймы шариковых подшипников первичного вала коробки передач, а в малые нижние отверстия — бронзовые втулки промежуточного вала. В задней части картера двигателя мотоцикла М1А «Москва» в обеих половинах имеются приливы с отверстиями 14 и 18. В отверстие 14 левой половины картера двигателя мотоцикла М1А «Москва» вставлен вал пускового механизма и вал переключения передач, а в отверстие 18 правой половины — ось указателя передач. В верхней и нижней частях левой половины сделаны два прилива 3 и 15 с отверстиями, в которых нарезана резьба. В верхнее отверстие ввернут масляный щуп коробки передач, а в нижнее — сливная масляная пробка 12.
С правой и левой сторон картер двигателя мотоцикла М1А «Москва» закрыт крышками (рис. 2), отлитыми из алюминиевого сплава. Левая крышка 4 имеет бобышки 3 с отверстиями 2 для крепления к картеру посредством болтов 6. В задней части крышки картера двигателя мотоцикла М1А «Москва» отлита еще одна бобышка 7 с отверстием 1, через которое проходит вал пускового механизма. Правая крышка картера 9 имеет два отсека для изолирования генератора. Отсеки отделены друг от друга перегородкой. В передней части правой крышки 9 имеется смотровой люк 8 для доступа к прерывателю генератора. Он закрывается крышкой, которая крепится посредством двух винтов с зажимными шайбами.
Рис. 2. Крышки картера двигателя мотоцикла М1А «Москва»: 1 — отверстие пускового вала; 2 — отверстие болта крепления левой крышки; 3 — бобышка болта крепления левой крышки; 4 — левая крышка картера; 5 — шайбы болта крепления левой крышки; 6 — болты крепления левой крышки картера двигателя мотоцикла; 7 — бобышка пускового вала; 8 — смотровой люк генератора; 9 — правая крышка картера; 10 — отверстие для масленки; 11 — бобышка болтов крепления правой крышки картера двигателя мотоцикла; 12 — болты крепления правой крышки; 13 — бобышка червяка выключения сцепления.
Крепление правой крышки к картеру двигателя мотоцикла М1А «Москва» осуществляется болтами 12, входящими в бобышки 11. В заднем отсеке той же крышки имеется еще одна бобышка 13, в отверстии которой нарезана трапецоидальная резьба. В это отверстие ввертывается червяк выключения сцепления. В теле крышки просверлен канал, направленный к этому отверстию. Внутри наружного конца канала 10 нарезана резьба, в которую завернута масленка для смазки червяка.