Устройство картеров двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76
Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Устройство картеров двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76 однотипно. В передней стенке картеров двигателей мотоциклов М-75, М-72, М-76 (рис. 1) имеется три больших отверстия; в нижнее 5 вставлен корпус шарикового подшипника коленчатого вала, в среднее 7 — подшипник распределительного вала, а верхнее 9 служит люком для шестерни генератора. В передней стенке картеров двигателей мотоциклов М-76, М-75, М-72 отлито отверстие для отвода к сапуну просочившихся в картер газов. В задней стенке отлито большое отверстие 13, в которое входит корпус заднего шарикоподшипника коленчатого вала. Он прикреплен к картеру винтами. Над корпусом расположено отверстие, в которое запрессована втулка распределительного вала.
Рис. 1. Устройство картеров двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76: 1 — наливная горловина; 2 — фланец крепления цилиндра; 3 — проточка для смазки распределительных шестерен; 4 — отверстие для стока масла в картер; 5 — отверстие для переднего подшипника коленчатого вала; 6 — отверстие для смазки; 7 — отверстие для переднего подшипника распределительного вала двигателей мотоциклов М-75, М-76 и М-72; 8 — коробка распределительных шестерен; 9 — люк для шестерни генератора; 10 — боковое отверстие; 11 — трубка маслопровода; 12 — канал смазки левого цилиндра двигателя мотоцикла; 13 — отверстие для корпуса заднего подшипника; 14 — шпилька крепления коробки передач; 15 — отверстие для монтажа шестерни привода масляного насоса; 16 — подушка генератора; 17 — хомут крепления генератора мотоциклов М-72, М-75, М-76; 18 — клапанная коробка; 19 — отверстие винта крышки клапанной коробки; 20 — шпилька крепления цилиндра; 21 — картер маховика; 22 — отверстие для передней шпильки крепления двигателя; 23 — отверстие для штифта крепления коробки передач мотоцикла; 24 — отверстие для задней шпильки крепления двигателя; 25 — отверстие штанги привода масляного насоса; 26 — гнездо для масляного насоса; 27 — крышка клапанной коробки; 28 — распределительный вал двигателей мотоциклов М-72, М-76 и М-75; 29 — шестерня привода генератора; 30 — ведомая шестерня распределения; 31 — ведущая шестерня распределения; 32 — гнездо; 33 — крышка распределительной коробки; 34 — гнездо для сапуна; 35 — прилив; 36 — контргайка; 37 — трубка сапуна.
У мотоциклов М-72, М-75, М-76 на правой и левой стенках картера двигателя отлиты фланцы 2 с отверстиями для цилиндров, над которыми отлиты клапанные коробки 18; в каждой из них имеется по два отверстия для направляющих толкателей, а между ними — по одному отверстию с резьбой, в которые завернуты шпильки, крепящие планку направляющей толкателя. В вертикальной плоскости просверлено и нарезано отверстие 19 для винта, крепящего крышку клапанной коробки 27. Во фланцах 2 имеется по шесть отверстий с резьбой, в которые завернуты шпильки 20 крепления цилиндров двигателя мотоцикла. В нижней стенке картера сделаны два прямоугольных отверстия, у одного из которых срезан угол. Отверстия эти закрыты передним и задним фильтрами масляного стока. Фильтры представляют собой стальные пластинки с отверстиями и предназначены для гашения масляной пены (их называют пеногасителями). Каждый фильтр у мотоциклов М-72, М-75, М-76 закреплен посредством двух винтов, ввернутых в отверстия бобышек нижней стенки картера двигателя. В бобышках передней, задней и нижней стенок имеются отверстия: в передней стенке глухое, а в задней и нижней — сквозные. В эти отверстия вставлена трубка маслопровода, закрытая стальной пробкой, запрессованной в бобышку задней стенки. Ко всем трем бобышкам у мотоциклов М-75, М-72, М-76 подведены масляные каналы, просверленные в теле картера двигателя.
На левой стенке картера сделан прилив, в отверстие которого запрессована бронзовая втулка шестерни привода масляного насоса. Втулка имеет отверстие для смазки.
У мотоциклов М-72, М-76, М-75, задняя часть картера двигателя представляет собой цилиндрическую коробку 21, в которой помещен маховик и сцепление. К фланцу этой коробки (картеру маховика) крепится картер коробки передач. Он закреплен посредством трех шпилек 14, ввернутых в отверстия бобышек, отлитых заодно с картером двигателя мотоцикла. В отверстие четвертой бобышки 23 входит установочный штифт картера коробки передач.
В нижней части картеров двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76 отлито пустотелое ребро, соединяющее правую и левую стенки. В отверстие этого ребра запрессована распорная стальная трубка 22 во всю ширину картера. В правой и левой стенках картера двигателя мотоцикла вокруг отверстия под эту трубку проточены канавки, в которые вставлены резиновые уплотнительные кольца, после чего распорная трубка развальцована с обеих сторон. Сквозь эту трубку проходит шпилька, крепящая двигатель к раме мотоцикла М-72 (М-75, М-76). В задней части нижней коробки отлит наружный поперечный прилив, в отверстие 24 которого входит задняя шпилька крепления двигателя к раме. В нижней коробке имеется отсек 26 для масляного насоса. В верхней стенке этого отсека сделано отверстие 25 для штанги масляного насоса. У мотоциклов М-75, М-72, М-76 на левой стенке картера двигателя имеется наружный прилив 1, в верхнем отверстии которого нарезана резьба. В резьбу завернута маслоналивная пробка со щупом, а прилив 1 используется в качестве маслоналивной горловины.
Снизу картеры двигателей мотоциклов М-72, М-76 и М-75, закрыт поддоном, прикрепленным посредством болтов с пружинными шайбами. Поддон изготовлен из листовой стали, имеет три продольных ребра жесткости и отверстие, к которому приварена сливная масляная трубка. В трубке нарезана внутренняя резьба, в которую завернута сливная пробка. Для лучшей герметичности между картером двигателя мотоцикла и поддоном установлена пробковая прокладка.
У мотоциклов М-72, М-75, М-76 с наружной стороны передней стенки картер двигателя представляет собой также коробку 8, в которой размещены шестерни распределения 30 и 31. Распределительная коробка 8 закрыта крышкой 33, привернутой к картеру винтами. В крышке распределительной коробки двигателя мотоцикла М-72 (М-75, М-76) имеется отверстие 34, в которое вставлен сапун. Снаружи в это отверстие вставлен сальник, обойма которого привернута к распределительной крышке винтами. В крышке отлит прилив 35 со сквозным отверстием. Верхнее отверстие прилива соединяется с отверстием 34 для сапуна.
В нижний конец прилива ввернута и закреплена посредством контргайки 36 трубка 37 сапуна. С наружной стороны распределительной крышки 33 у мотоциклов М-75, М-72, М-76 смонтированы приборы зажигания. Распределительная крышка вместе с приборами зажигания мотоцикла, в свою очередь, закрывается передней крышкой, отлитой из алюминиевого сплава и укрепленной посредством гайки, навернутой на шпильку. Сверху в распределительную крышку ввернуты две шпильки для крепления двигателя к раме.
У мотоциклов М-75, М-76, М-72 наверху картера двигателя отлита подушка 16 для генератора. Тут же находится отверстие 15 с резьбой, в которое завернута пробка привода масляного насоса. В задней части картера ввернута шпилька для крепления упора генератора.