Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Мотоцикл К1Б «Киевлянин» в музее УГМК, Верхняя Пышма, Россия. Автор фото Stanislav Kozlovskiy, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Коленчатый вал двигателя мотоцикла воспринимает через поршень и шатун усилие давления газов и передает его на механизм силовой передачи. В устройство коленчатого вала входят коренные цапфы, щеки кривошипа и пальцы. Детали коленчатого вала мотоциклов собираются вместе под прессом, вследствие чего эти валы называются составными, неразборными.

Цапфы кривошипа вращаются в шариковых или роликовых подшипниках, являющихся опорами вала.

В устройство коленчатого вала мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» (рис. 1) входят правая и левая цапфа, откованные за одно целое со щеками, и палец кривошипа 10. Правая цапфа имеет три цилиндрических участка разного диаметра. На шейке 1 цапфы большого диаметра установлен шариковый подшипник, наружная обойма которого запрессована в гнездо правой половины картера. На шейке среднего диаметра 2 профрезерована канавка 4 для полукруглой шпонки, на которой установлена ведущая шестерня коленчатого вала двигателя мотоцикла, закрепленная посредством замочной шайбы и гайки, навернутой на нарезанный конец цапфы.

Щека кривошипа 15 коленчатого вала мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» имеет противовес 5, который служит для уменьшения нагрузки на коренные подшипники от действия центробежных сил вращающихся масс. Щека левой цапфы 11 имеет такую же конструкцию. Сама левая цапфа также имеет три участка, но средний из них конический. На цилиндрическом участке 9 также установлен шариковый подшипник. В конической части цапфы 7 коленчатого вала мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» профрезерована канавка для полукруглой шпонки, на которой установлен маховик с магнитами. В щеках обеих цапф 11 и 15 имеются отверстия для пальца кривошипа 10. Последний выполнен пустотелым, изготовлен из специальной стали и цементирован. На концах пальца, запрессованных в щеки цапф, имеется десять продольных рифлений 16 для более надежной прессовой посадки, пальца.

Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — шейка подшипника правой цапфы; 2 — шейка ведущей шестерни коленчатого вала; 3 — резьба для крепления ведущей шестерни на правой цапфе; 4 — канавка для полукруглой шпонки; 5 — противовес правой цапфы; 6 — противовес левой цапфы; 7 — шейка маховика; 8 — резьба для крепления маховика палевой цапфе; 9 — шейка подшипника левой цапфы; 10 — палец кривошипа; 11 — левая щека кривошипа; 12 — втулка верхней головки шатуна; 13 — шатун; 14 — ролик нижней головки шатуна; 15 — правая щека кривошипа; 16 — рифления пальца кривошипа.

Рис. 1. Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — шейка подшипника правой цапфы; 2 — шейка ведущей шестерни коленчатого вала; 3 — резьба для крепления ведущей шестерни на правой цапфе; 4 — канавка для полукруглой шпонки; 5 — противовес правой цапфы; 6 — противовес левой цапфы; 7 — шейка маховика; 8 — резьба для крепления маховика палевой цапфе; 9 — шейка подшипника левой цапфы; 10 — палец кривошипа; 11 — левая щека кривошипа; 12 — втулка верхней головки шатуна; 13 — шатун; 14 — ролик нижней головки шатуна; 15 — правая щека кривошипа; 16 — рифления пальца кривошипа.