Устройство коленчатых валов двигателей мотоциклов М-72, М-35, М-75 и М-76
Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Двигатели мотоциклов М-35, М-72, М-75 и М-76 двухцилиндровые, а поэтому коленчатый вал этих двигателей имеет два колена. На рис. 1 представлено устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла М-72. В его устройство входят две цапфы 1 и 5, откованные за одно целое со щеками, средняя щека 3 и два пальца кривошипа 6. На щеках передней и задней цапф имеется отверстие для запрессовки пальца кривошипа и три отверстия с резьбой, в которые завернуты винты, крепящие стальной маслоуловитель 10 (см. рис. 2) к щеке цапфы.
Рис. 1. Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла М-72: 1 — передняя цапфа; 2 — шатун; 3 — средняя щека; 4 — противовесы; 5 — задняя цапфа; 6 — палец кривошипа; 7 — масляное отверстие пальца кривошипа; 8 — отверстие для болта крепления шестерни газораспределения.
Балансировка цапф коленчатого вала двигателя мотоцикла М-72 производится путем сверления отверстий в противовесах на нужную глубину. В щеке передней цапфы имеется еще центральное отверстие 8 (рис. 1) с резьбой. Сама передняя цапфа 1 коленчатого вала двигателя мотоцикла М-72 имеет три цилиндрических участка: на одном установлен маслоотражатель, на втором — внутренняя обойма шарикового подшипника и на третьем — ведущая шестерня газораспределительного механизма. Шестерня установлена на шпонке и закреплена на цапфе посредством двух шайб и винта, ввернутого в центральное отверстие щеки цапфы. В первой шайбе сделан паз, схватывающий головку шпонки. Кроме того, в этой шайбе имеется боковое отверстие, в которое входит ус второй замочной шайбы, загнутой на головку болта.
Наружная обойма шарикоподшипника запрессована в корпус, вставленный в отверстие передней стенки картера двигателя мотоцикла М-72. Фланец корпуса подшипника крепится четырьмя болтами, ввернутыми в тело картера. Посредством этих же болтов укреплена крышка корпуса подшипника с трубкой 24 (см. рис. 2). Трубка вставлена в отверстие крышки и конец ее развальцован. Отверстие трубки совпадает с отверстием на фланце корпуса подшипника. Через эти отверстия и трубку масло попадает на распределительные шестерни 26. Задняя цапфа 5 (рис. 1) также вращается в шариковом подшипнике, наружная обойма которого запрессована в алюминиевый корпус 11 (рис. 2). В корпусе подшипника установлены стальной маслоотражатель 10 и войлочный сальник 9. Конец задней цапфы имеет конусную форму. На нем выфрезерована канавка для полукруглой шпонки. На конусе установлен маховик, закрепленный посредством замочной шайбы и болта, ввернутого в глухое отверстие задней цапфы коленчатого вала двигателя мотоцикла М-72.
Рис. 2. Схема смазки двигателя мотоцикла М-72: 1 — масляный насос; 2 — картер; 3 — соединительная муфта ведущей шестерни; 4 — вертикальный канал, соединяющий масляный насос с главной магистралью; 5 — масляный канал к заднему подшипнику; 6 — радиальное отверстие в пальце кривошипа; 7 — маслосточный канал; 8 — маслоотражательная канавка; 9 — сальник; 10 — маслоотражатель; 11 — корпус подшипника задний; 12 — маслоподводящие каналы; 13 — распределительный вал двигателя мотоцикла М-72; 14 — задний масляный карман; 15 — задний подшипник распределительного вала; 16 — шестерня ведущая привода масляного насоса; 17 — шестерня ведомая привода масляного насоса; 18 — выемка для смазки валика привода масляного насоса; 19 — отверстие для смазки бронзовой втулки привода масляного насоса; 20 — бронзовая втулка привода масляного насоса мотоцикла М-72; 21 — передний масляный карман; 22 — передний подшипник распределительного вала; 23 — роликовый шатунный подшипник; 24 — маслопроводная трубка; 25 — внутренняя полость пальца кривошипа; 26 — распределительные шестерни; 27 — отверстие для смазки поршневого пальца; 28 — радиальная выемка в корпусе подшипника; 29 — коленчатый вал двигателя мотоцикла М-72; 30 — маслоканал к переднему подшипнику; 31 — сливное отверстие; 32 — главная магистраль.
Средняя щека 3 коленчатого вала двигателя мотоцикла М-72 (рис. 1) изготовлена из специальной стали, имеет два отверстия под пальцы кривошипа и отбалансирована относительно малой оси. Палец кривошипа 6 изготовлен из специальной стали и имеет центральное глухое отверстие, в которое входит отбортовка маслоотражателя. На боковой поверхности пальца просверлены два масляных отверстия 7. Для повышения износостойкости боковая поверхность пальца цементирована и отполирована.