Устройство коленчатых валов двигателей мотоциклов М1А «Москва» и ИЖ-350
Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Коленчатые валы двигателей мотоцикла М1А «Москва» (рис. 1) и мотоцикла ИЖ-350 (рис. 2) имеют аналогичную друг другу конструкцию. Каждый из коленчатых валов состоит из двух цапф 1 и 3 (рис. 2), двух щек 4 и пальца 2 кривошипа. Щеки 4 имеют центральное отверстие, в которое запрессована цапфа, и боковое отверстие, в которое запрессован палец 2 кривошипа. Вокруг отверстия для пальца сделана выемка для ограничительных шайб. Глубокие выемки, сделанные на наружных сторонах щек, образуют противовесы. Для того, чтобы сохранился требуемый объем кривошипной камеры, что имеет большое значение для правильного процесса продувки, эти глубокие выемки плотно закрыты крышками, изготовленными из мягкой стали.
Рис. 1. Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла М1А «Москва»: 1 — левая цапфа; 2 — нижняя головка шатуна; 3 — щеки; 4 — шатун; 5 — правая цапфа.
В двигателе мотоцикла М1А «Москва» крышки зачеканены в щеках, а в двигателе ИЖ-350 привернуты посредством пяти винтов. Балансировку этих коленчатых валов производят также путем сверления глухого отверстия на нужную глубину. Щеки 3 коленчатого вала двигателя мотоцикла М1А «Москва» (см. рис. 1) откованы из стали, а щеки 4 (рис. 2) вала мотоцикла ИЖ-350 — отлиты из серого чугуна. Щеки соединены воедино посредством запрессованного в них пальца 2 кривошипа. Палец, изготовленный из специальной стали, — пустотелый цементированный. В двигателе мотоцикла М1А «Москва» средняя часть пальца, по которой перекатываются ролики шатунного подшипника, имеет больший диаметр, нежели концы пальца, запрессованные в щеки. Для более надежной прессовой посадки на концах пальца в этом двигателе сделаны пять продольных канавок.
Рис. 2. Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла ИЖ-350: 1 — правая цапфа; 2 — палец кривошипа; 3 — левая цапфа; 4 — щеки; 5 — шатун.
Цапфы 1 и 3 коленчатого вала изготовлены из специальной стали и цементированы. Концы цапф, запрессованные в щеки 4, имеют по пять продольных канавок для более надежной посадки. Правая цапфа вращается в шариковом подшипнике у мотоцикла М1А «Москва» и в роликовом подшипнике — у мотоцикла ИЖ-350. Наружная обойма этих подшипников запрессована в правую половину картера и закрыта крышкой сальника, привернутой к картеру винтами. Между ними установлены регулирующие шайбы. Внутри крышки сальника помещен сальник, установленный на правой цапфе. На конусном конце правой цапфы профрезерована канавка для полукруглой шпонки. На этом конце цапфы коленчатого вала двигателя мотоцикла установлен якорь генератора с кулачком прерывателя. Якорь закреплен болтом, ввернутым в нарезанное осевое отверстие правой цапфы. Левая цапфа вращается в двух подшипниках.
У мотоцикла М1А «Москва» оба подшипника шариковые, а у мотоцикла ИЖ-350 — один роликовый, а второй шариковый. Наружные обоймы подшипников запрессованы в левую половину картера 10 (см. рис. 3). В двигателе мотоцикла М1А «Москва» наружная обойма внутреннего подшипника закреплена установочным разрезным пружинным кольцом, входящим в кольцевую канавку левой половины картера. Далее установлены: зубчатая маслозащитная шайба, сальник, регулировочная шайба и, наконец, второй шариковый подшипник. На выступающем из картера двигателя мотоцикла конусном конце левой цапфы 12 установлена на полукруглой шпонке ведущая звездочка 14, которая передает вращающий момент от коленчатого вала на сцепление 17. Между звездочкой и шарикоподшипником установлены две пружинных шайбы, из которых одна плоская, а вторая волнистая. Звездочка закреплена на конусе левой цапфы посредством зажимной шайбы и гайки, навернутой на резьбу, сделанную на левом конце цапфы.
Рис. 3. Компоновка и устройство двигателя мотоцикла М1А «Москва» (поперечный разрез): 1 — головка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — компрессионное поршневое кольцо; 4 — поршень; 5 — впускной патрубок; 6 — поршневой палец; 7 — шатун; 8 — палец кривошипа; 9 — картер двигателя мотоцикла М1А «Москва»; 10 — щека кривошипа; 11 — прокладка цилиндра; 12 — выпускной патрубок; 13 — прокладка головки цилиндра; 14 — корпус декомпрессора; 15 — клапан декомпрессора; 16 — запальная свеча.
В двигателе мотоцикла ИЖ-350 за внутренним роликовым подшипником 20 (см. рис. 4) установлены маслозащитная шайба и сальник 19, закрепленный разрезным пружинным кольцом, затем установлен шариковый подшипник, наружная обойма которого также закреплена разрезным кольцом. В торец подшипника упираются плоская шайба и две регулировочные шайбы. Ведущая звездочка 18 установлена на полукруглой шпонке на выступающем из картера двигателя мотоцикла ИЖ-350 конусном конце левой цапфы 17 и закреплена болтом, завернутым в резьбу, нарезанную в центральном отверстии левой цапфы. Под головку болта подложены стопорный колпачок, плоская и пружинная шайбы.
Рис. 4. Компоновка и устройство двигателя мотоцикла ИЖ-350 (продольный разрез): 1 — запальная свеча; 2 — корпус декомпрессора; 8 — клапан декомпрессора; 4 — головка цилиндра; 5 — прокладка головки; 6 — цилиндр; 7 — продувочные каналы; 8 — поршневое кольцо; 9 — поршень; 10 — поршневой палец; 11 — картер двигателя мотоцикла ИЖ-350; 12 — якорь генератора; 13 — цапфа кривошипа правая; 14 — палец кривошипа; 15 — щека кривошипа; 16 — шатунный подшипник; 17 — цапфа кривошипа левая; 18 — ведущая звездочка передачи от двигателя мотоцикла ИЖ-350; 19 — сальник; 20 — подшипник левой цапфы кривошипа; 21 — шатун; 22 — стопорное кольцо.