Устройство маховиков двигателей мотоциклов М-72, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М-35, М-75 и М-76
Мотоцикл М-72. Автор фото Huhu Uet, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Коленчатый вал двигателя мотоцикла через шатун воспринимает усилие давления газов и благодаря этому получает вращательное движение. Однако рабочая смесь сгорает в цилиндре только во время одного такта, а рабочий процесс двигателя состоит из двух или четырех тактов. Маховик накапливает кинетическую энергию во время такта расширения и расходует ее на вращение коленчатого вала двигателя мотоцикла во время вспомогательных тактов. Часть этой энергии, естественно, расходуется на вывод поршня из верхней и нижней мертвых точек. Маховик необходим также для увеличения равномерности вращения коленчатого вала и обеспечения плавной работы двигателя мотоцикла на различных оборотах.
Устройство маховика двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»
На рис. 1 показан маховик двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин», состоящий из обода 2 и ступицы 1. В ободе алюминиевого маховика залиты шесть постоянных магнитов, создающих основную массу маховика. Ступица маховика неразъемно соединена с ободом посредством заклепок 3. На наружной поверхности ступицы имеется кулачок прерывателя. Маховик устанавливается на левом конусном конце коленчатого вала на шпонке.
Рис. 1. Устройство маховика двигателя мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 — ступица; 2 — обод; 3 — заклепка.
Устройство маховика двигателя мотоциклов М-72, М-35, М-75 и М-76
Маховик двигателя мотоцикла М-72 (рис. 2) изготовлен из стали, насажен на полукруглой шпонке на конический конец задней цапфы и закреплен на коленчатом валу болтом с замочной шайбой, ус которой входит в маленькое глухое отверстие, просверленное в маховике. В маховике сделана кольцевая выемка для дисков сцепления и шесть глубоких выточек 1 для нажимных пружин сцепления. Кроме того, в нем просверлены шесть отверстий, в которые запрессовываются стальные, цементированные пальцы сцепления 5. В пальцах просверлены гнезда, имеющие резьбу для винтов, крепления упорного диска сцепления. На наружной поверхности ступицы маховика имеются маслоуловительные канавки 3. Балансировка маховика двигателя мотоцикла М-72 производится путем высверливания глухого отверстия вблизи боковой поверхности. Она необходима для того, чтобы уравновесить все силы, которые могут вызвать вибрацию двигателя и которые увеличивают износ коренных подшипников. В маховике имеются два отверстия с резьбой для, съемника.
Рис. 2. Устройство маховика двигателя мотоцикла М-72: 1 — выточка для нажимных пружин сцепления; 2 — ступица маховика; 3 — маслоуловительная канавка; 4 — шпоночная канавка; 5 — пальцы сцепления.
Маховики двигателей мотоциклов М-35, М-75 и М-76 аналогичны описанному маховику М-72. В двигателе М-35 маховик несколько облегчен посредством сверления шести сквозных отверстий и наружной обточки маховика на конус.