Устройство распределительных валов двигателей мотоциклов М-72, М-75, М-76 и М-35

Устройство распределительных валов двигателей мотоциклов М-72, М-75, М-76 и М-35

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники в Парке Горького. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Распределительный (кулачковый) вал двигателей мотоциклов М-75, М-76, М-72 и М-35 (рис. 1) изготовлен из стали, для облегчения сделан пустотелым. У двухцилиндровых двигателей мотоциклов на распределительном валу имеется четыре цементированных кулачка 2. За одно целое с валом изготовлена ведущая шестерня привода масляного насоса 1. Распределительные валы двигателей мотоциклов М-72, М-75 и М-76 вращаются в бронзовых втулках. Передний подшипник 3 отлит из алюминиевого сплава совместно с бронзовой втулкой. Для плотного соединения подшипника со втулкой на наружной поверхности последней имеются канавки, в которые заливается алюминий. На внутренней поверхности втулки сделана масляная канавка.

Заодно целое с корпусом подшипника отлит фланец, имеющий два отверстия 5. Посредством этого фланца подшипник прикреплен к передней стенке картера. Для прочного соединения на алюминиевый фланец подшипника накладывается стальной фланец, в который вставлены два винта с потайной головкой. Задний подшипник представляет собой глухую бронзовую втулку, которая запрессована в заднюю стенку картера двигателя мотоцикла. Втулка имеет отверстия и прорезь для масла. Эти смазочные отверстия совпадают с такими же отверстиями в картере.

Устройство распределительного вала мотоцикла М-72: 1 — шестерня привода масляного насоса; 2 — кулачки; 3 — корпус подшипника с фланцем; 4 — ведомая шестерня газораспределения; 5 — отверстие во фланце.

Рис. 1. Устройство распределительного вала мотоцикла М-72: 1 — шестерня привода масляного насоса; 2 — кулачки; 3 — корпус подшипника с фланцем; 4 — ведомая шестерня газораспределения; 5 — отверстие во фланце.

На переднем конце распределительного вала двигателя мотоцикла на полукруглой шпонке укреплена ведомая шестерня газораспределения 4, изготовленная из специального чугуна. В двигателе мотоцикла М-35 шестерня распределительного вала стальная и для облегчения имеет шесть отверстий. В ступицу шестерни запрессован штифт, передающий вращение сапуну. Ведомая шестерня, а вместе с ней и распределительный вал двигателя мотоцикла приводятся во вращение шестерней коленчатого вала.

В двигателе мотоцикла М-35 передний конец распределительного вала вращается в шариковом подшипнике, размещенном в стальном корпусе, который прикреплен винтами к картеру. Задняя опора представляет собой также глухую бронзовую втулку. В этом двигателе мотоцикла на переднем конце распределительною вала на общей полукруглой шпонке крепятся две шестерни. Большая шестерня вращает распределительный вал, а малая — шестерню магнето. Первая шестерня также при помощи штифта вращает сапун.

На двигателях мотоциклов М-72 и М-75, имеющих батарейное зажигание, на переднем конце распределительного вала находится кулачок прерывателя системы зажигания, а на торце распределительного вала закреплен винтом при помощи специального сухаря бегунок распределителя.