Устройство шатунов двигателей мотоциклов М-72, ИЖ-350, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва», М-35, М-75, М-76

Устройство шатунов двигателей мотоциклов М-72, ИЖ-350, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва», М-35, М-75, М-76

Мотоцикл ИЖ-49. Автор фото Ilya, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

При такте расширения шатун двигателя мотоцикла передает усилие от поршня коленчатому валу, а при других тактах, наоборот, — усилие от коленчатого вала передается шатуну. В устройство шатуна входят верхняя 1 и нижняя 4 головки и стержень 3 (рис. 1 и 2). Для придания шатуну жесткости стержень его обычно штампуют двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессовывается бронзовая втулка 2, в которой вращается поршневой палец.

Масло во втулку попадает через сверления 5 в верхней головке шатуна. В мотоциклах М1А «Москва», М-72 и ИЖ-350 таких отверстий — четыре: в первых двух двигателях по два сверху и по два снизу, а в последнем все четыре снизу. В мотоцикле К1Б (К-1Б) «Киевлянин» смазочных отверстий в верхней головке шатуна только два, причем они расположены сбоку, с двух сторон верхней головки. Для полного совпадения отверстий втулки и верхней головки шатуна их сверлят после запрессовки. В двигателе мотоцикла М-72 (рис. 1) для предохранения от проворачивания втулки в верхней головке шатуна на обеих торцовых поверхностях последней выфрезерованы два паза 6, в которых расчеканена втулка после запрессовки. Нижняя головка шатуна описываемых моделей мотоциклов изготовляется неразъемной и устанавливается на палец кривошипа на роликах.

Устройство шатуна двигателя мотоцикла М-72: 2 — втулка верхней головки; 1 — верхняя головка шатуна; 4 — нижняя головка шатуна; 3 — стержень шатуна; 6 — паз для крепления втулки верхней головки шатуна; 5 — отверстие для смазки поршневого пальца.

Рис. 1. Устройство шатуна двигателя мотоцикла М-72: 2 — втулка верхней головки; 1 — верхняя головка шатуна; 4 — нижняя головка шатуна; 3 — стержень шатуна; 6 — паз для крепления втулки верхней головки шатуна; 5 — отверстие для смазки поршневого пальца.

В двигателях мотоциклов М1А «Москва», М-72 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин» ролики перекатываются по наружной поверхности пальца кривошипа и по внутренней поверхности нижней головки шатуна. Поэтому в этих двигателях шатуны изготовлены из специальной легированной стали и нижние головки у них цементированы. В двигателе мотоцикла ИЖ-350 ролики перекатываются по внутренней поверхности кольца, запрессованного в нижнюю головку шатуна. В этом случае кольцо изготовлено из легированной стали и цементировано, а шатун изготовлен из углеродистой стали.

Для смазки роликов в боковой поверхности нижней головки шатуна двигателя мотоциклов М1А «Москва» и ИЖ-350 профрезерованы две щели 6 (рис. 2). Такие же щели имеются и в кольце, по которому перекатываются ролики в шатуне двигателя мотоцикла ИЖ-350. Щели в кольце и в нижней головке шатуна должны совпадать. Поэтому во избежание проворачивания кольца на нем имеется два углубления, которые закерниваются совместно с нижней головкой на обеих плоскостях шатуна возле его стержня. На торцовых плоскостях нижней головки шатуна часто делают масляные канавки.

Устройство шатуна двигателя мотоцикла М1А «Москва»: 2 — втулка верхней головки; 1 — верхняя головка шатуна; 4 — нижняя головка шатуна; 3 — стержень шатуна; 6 — щель для смазки роликов; 5 — отверстие для смазки поршневого пальца.

Рис. 2. Устройство шатуна двигателя мотоцикла М1А «Москва»: 2 — втулка верхней головки; 1 — верхняя головка шатуна; 4 — нижняя головка шатуна; 3 — стержень шатуна; 6 — щель для смазки роликов; 5 — отверстие для смазки поршневого пальца.

На шатуне двигателя мотоцикла М1А «Москва» такие канавки сделаны на обеих плоскостях сверху и снизу в продольном направлении. На шатуне двигателя мотоцикла ИЖ-350 канавки имеются также на обеих плоскостях, но только в поперечном направлении и с одной стороны отверстия. На шатуне М-72 имеется только одна канавка с одной стороны отверстия по этой канавке масло стекает в картер.

В некоторых двигателях, например в двигателях мотоциклов К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва», ролики насыпные. В двигателях мотоциклов ИЖ-350, М-35, М-72, М-75, М-76 применяются сепараторы, которые не дают возможности роликам сдвинуться в одну сторону при перекатывании. Вследствие того, что ролики не соприкасаются друг с другом, работа этого сочленения бесшумна. В двигателе мотоцикла ИЖ-350 сепаратор стальной, а в остальных двигателях дюралевый. В двигателях мотоциклов ИЖ-350 и М1А «Москва» по ширине нижней головки шатуна уложено по два ролика таким образом, что один ролик является продолжением другого. В остальных двигателях ролики расположены в один ряд. В двигателях мотоциклов М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин» между торцовыми плоскостями роликов и щеками кривошипа, а в двигателе мотоцикла ИЖ-350 между торцовыми плоскостями сепаратора и щеками кривошипа помещены стальные ограничительные шайбы. Между шайбой и торцом ролика должен быть небольшой зазор, определяемый долями миллиметра.