Устройство систем охлаждения двигателей мотоциклов М-72, М-35, М-75, С2Б и ГК-1

Устройство систем охлаждения двигателей мотоциклов М-72, М-35, М-75, С2Б и ГК-1

Мотоцикл М72. Автор фото Michał Derela, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Для нормальной работы двигателя мотоцикла необходимо непрерывно отводить часть тепла от цилиндра. В противном случае двигатель будет перегреваться, что может привести к заклиниванию и задиру поршней из-за нарушения правильной величины зазоров и ухудшения качества смазки. Кроме того, перегретый двигатель мотоцикла теряет часть своей мощности.

Охлаждение двигателей внутреннего сгорания мотоциклов осуществляется при помощи жидкостей или воздуха, омывающих цилиндры. Мотоциклетные двигатели, как правило, имеют воздушное охлаждение, которое осуществляется потоком встречного воздуха, обдувающим цилиндры и головки цилиндров двигателя. Для более интенсивной теплоотдачи поверхность охлаждения цилиндров и головок цилиндров двигателя мотоцикла увеличивают охлаждающими ребрами. Чем больше количество ребер и поверхность каждого ребра, тем большее количество тепла можно отвести в воздух.

Ребра на головке цилиндров двигателя мотоцикла часто имеют межреберную связь 6 (см. рис. 1), благодаря чему между ребрами образуется завихрение воздуха, способствующее лучшему охлаждению головки цилиндра. Необходимо следить за тем, чтобы ребра не были забиты грязью, так как в этом случае у мотоцикла значительно ухудшается охлаждение двигателя. Наиболее неблагоприятно в этом отношении горизонтальное расположение цилиндров (мотоциклы М-35, М-72, М-75), но зато при чистых ребрах эти двигатели интенсивно охлаждаются благодаря выступающему расположению цилиндров, хорошо омываемых встречным потоком воздуха.

Головка цилиндра двигателя мотоцикла М-72: 1 — камера сжатия; 2 — отверстия для болтов крепления головки цилиндра; 3 — запальная свеча; 4 — ребра охлаждения; 5 — футорка свечи; 6 — межреберная связь.

Рис. 1. Головка цилиндра двигателя мотоцикла М-72: 1 — камера сжатия; 2 — отверстия для болтов крепления головки цилиндра; 3 — запальная свеча; 4 — ребра охлаждения; 5 — футорка свечи; 6 — межреберная связь.

В гоночных мотоциклах С2Б и ГК-1, обладающих напряженным тепловым режимом, применена система водяного охлаждения. В этих двигателях цилиндры отлиты в общем блоке, имеющем водяную рубашку, в которой циркулирует охлаждающая вода. Циркулируя, нагретая вода поступает в радиатор, где охлаждается встречной струей воздуха. В двигателе мотоцикла С2Б система охлаждения термосифонная, в двигателе мотоцикла ГК-1 — принудительная.

Принцип термосифонного охлаждения двигателя мотоцикла (рис. 2) заключается в том, что нагретые частицы воды, омывающей стенки цилиндра, обладая меньшей плотностью, поднимаются вверх и через верхний патрубок 2 попадают в верхнюю часть радиатора. Холодная вода, обладающая большей плотностью, поступает через нижний патрубок 4 из радиатора 1 в водяную рубашку.

Схема водяного термосифонного охлаждения двигателя мотоцикла: 1 — радиатор; 2 — верхний соединительный патрубок; 3 — водяная рубашка; 4 — нижний соединительный патрубок.

Рис. 2. Схема водяного термосифонного охлаждения двигателя мотоцикла: 1 — радиатор; 2 — верхний соединительный патрубок; 3 — водяная рубашка; 4 — нижний соединительный патрубок.

При принудительном охлаждении двигателя мотоцикла циркуляция воды достигается посредством водяного насоса. Нагретая вода также поступает в верхнюю часть радиатора через верхний патрубок, а холодная вода из радиатора — в водяную рубашку через нижний патрубок.