Устройство спидометров мотоциклов М-72, ИЖ-350, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Устройство спидометров мотоциклов М-72, ИЖ-350, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Спидометром называется прибор, который состоит из двух механизмов, позволяющих определять скорость движения мотоцикла и пройденный путь.

На рис. 1 изображена схема устройства спидометра мотоцикла.

Механизм для определения скорости в большинстве спидометров советского производства был магнитного типа, он состоит из вращающегося постоянного магнита 2 и металлического колпака — картушки 3, на оси 4 которой установлена стрелка. Магнит, в форме кольца, приводится во вращение через гибкий трос либо от переднего колеса, либо от двигателя мотоцикла.

Схема спидометра советского мотоцикла: 1 — валик привода спидометра; 2 — вращающийся магнит спидометра; 3 — картушка; 4 — ось со стрелкой; 5 — шкала спидометра; 6 — счетные барабанчики; 7 — валик счетного механизма; 8 — валики привода счетного механизма.

Рис. 1. Схема спидометра советского мотоцикла: 1 — валик привода спидометра; 2 — вращающийся магнит спидометра; 3 — картушка; 4 — ось со стрелкой; 5 — шкала спидометра; 6 — счетные барабанчики; 7 — валик счетного механизма; 8 — валики привода счетного механизма.

При вращении магнита силовые магнитные линии пересекают металлическую картушку и возбуждают в ней электрический ток, который создает свое магнитное поле. Это магнитное поле взаимодействует с магнитным полем магнита, в результате этого взаимодействия картушка со стрелкой спидометра повертывается.

Чем больше скорость мотоцикла, тем быстрее вращается магнит, тем сильнее стремится повернуться картушка спидометра, которую удерживает спиральная пружина — волосок. Преодолевая сопротивление волоска, картушка со стрелкой поворачивается на определенный угол, и на неподвижной шкале стрелка указывает скорость движения.

Механизм для измерения пройденного пути мотоцикла состоит из нескольких счетных барабанчиков, установленных свободно на общей оси. На наружной поверхности обода каждого барабанчика нанесено 10 цифр (от 0 до 9).

Первый барабанчик (справа) непрерывно вращается при движении мотоцикла посредством передачи от валика магнита. Передаточное отношение между колесом мотоцикла и валиком счетного механизма рассчитывается так, чтобы правый барабанчик повернулся на 1 оборот на 1 км пройденного пути. Между каждым из следующих, за правым, барабанчиком имеется передача с передаточным отношением 1/10 поэтому второй барабанчик повернется на 1 оборот после того, как первый сделает 10 оборотов. Третий барабанчик повернется на 1 оборот после 10 оборотов второго барабанчика и 100 оборотов первого и т. д.

Спидометры мотоциклов обычно имеют пять барабанчиков и отмечают общий пробег 99 999 км, после чего все барабанчики автоматически устанавливаются на нуль и отсчет начинается сначала.

На рис. 2–3 изображен мотоциклетный спидометр СП-8, который установлен на мотоциклах М-72, а на рис. 4 спидометр более совершенной конструкции механика завода «Автоприбор» И. П. Щербакова.

Устройство спидометра СП-8 мотоцикла: 1 — валик привода спидометра; 2 — шестерня привода счетного механизма; 3 — трибка (шестеренка малого диаметра); 4–5 — червячная пара шестерен привода двузубой шестерни (двузубки); 6 — двузубка спидометра; 7 — первый правый барабанчик спидометра; 8 — второй барабанчик; 9 — магнит; 10 — спиральная пружина (волосок); 11 — ось картушки; 12 — картушка.

Рис. 2. Устройство спидометра СП-8 мотоцикла: 1 — валик привода спидометра; 2 — шестерня привода счетного механизма; 3 — трибка (шестеренка малого диаметра); 4–5 — червячная пара шестерен привода двузубой шестерни (двузубки); 6 — двузубка спидометра; 7 — первый правый барабанчик спидометра; 8 — второй барабанчик; 9 — магнит; 10 — спиральная пружина (волосок); 11 — ось картушки; 12 — картушка.

Механизм спидометра СП-8 мотоцикла: 1 — валик; 2 — магнит; 3 — картушка: 4 — ось картушки; 5 — стрелка; 6 — волосок.

Рис. 3. Механизм спидометра СП-8 мотоцикла: 1 — валик; 2 — магнит; 3 — картушка: 4 — ось картушки; 5 — стрелка; 6 — волосок.

Устройство спидометра мотоцикла конструкции Щербакова: 1 — кронштейн крепления счетного механизма спидометра; 2 — счетные барабанчики; 3 — вырезы кронштейна; 4 — шестизубки; 5 — ось барабанчиков; 6 — валик привода; 7 — магнит; 8 — термокомпенсатор; 9 — картушка спидометра; 10 — втулка; 11 — ось картушки; 12 — подшипники оси; 13 — гайка крепления винта подшипника; 14 — регулятор натяжения; 15 — кронштейн крепления оси; 16 — волосок; 17 — основание спидометра.

Рис. 4. Устройство спидометра мотоцикла конструкции Щербакова: 1 — кронштейн крепления счетного механизма спидометра; 2 — счетные барабанчики; 3 — вырезы кронштейна; 4 — шестизубки; 5 — ось барабанчиков; 6 — валик привода; 7 — магнит; 8 — термокомпенсатор; 9 — картушка спидометра; 10 — втулка; 11 — ось картушки; 12 — подшипники оси; 13 — гайка крепления винта подшипника; 14 — регулятор натяжения; 15 — кронштейн крепления оси; 16 — волосок; 17 — основание спидометра.