Вентиляция картера двигателя мотоцикла М-72, устройство и принцип работы сапуна
Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
В двухтактных двигателях мотоциклов часть рабочего процесса происходит под поршнем при непосредственном использовании пространства в картере. В этом случае картер должен быть герметичным.
В четырехтактных двигателях мотоциклов пространство в картере не принимает участия в рабочем процессе, но часть рабочей смеси, а также отработавших газов прорывается через зазоры поршневых колец в картер. В картере двигателя мотоцикла при движении поршней вниз создается повышенное давление, вследствие которого понижается мощность двигателя и происходит выдавливание масла из картера через прокладки и сальники. К тому же бензин, который попал в масло, разжижает его, а также снижает вязкость, при этом отработавшие газы могут привести к коррозии деталей двигателя мотоцикла. Для исключения вредных последствий данных явлений, картер двигателя сообщается с атмосферой. Однако установить непосредственное, постоянное сообщение картера с атмосферой нельзя, так как при движении поршней вверх в картер двигателя мотоцикла будут попадать пыль, песок и влага.
Для возможности вентилирования картера при движении вниз поршней и его изоляции от атмосферы при движении их вверх существует сапун.
В двигателе мотоцикла М-72 сапун (рис. 1) находится в центральном отверстии крышки у распределительной коробки. Он представляет собой стальную втулку 3 с фланцем. На цилиндрической части втулки имеются два противоположных отверстия 6, а на фланце восемь радиальных отверстий 7 и одно продольное отверстие 1. В продольное отверстие входит штифт, запрессованный в распределительную шестерню, благодаря чему сапун вращается совместно с распределительной шестерней. При движении поршней вниз (рис. 1, а) газы в картере двигателя мотоцикла М-72 и в сообщенной с ним распределительной коробке сжимаются и попадают внутрь сапуна через радиальные отверстия 7 во фланце.
Рис. 1. Сапун двигателя мотоцикла М-72: а — движение поршней вниз; б — движение поршней вверх; 1 — отверстие для штифта распределительной шестерни; 2 — распределительный вал двигателя мотоцикла М-72; 3 — втулка сапуна с фланцем; 4 — вентиляционная трубка сапуна; 5 — канал в распределительной крышке; 6 — отверстие на цилиндрической части втулки сапуна; 7 — радиальные отверстия на фланце втулки сапуна.
Примерно за 80° до НМТ отверстие 6 во втулке сапуна двигателя мотоцикла М-72 начинает совпадать с каналом 5 в распределительной крышке, который через вентиляционную трубку 4 сапуна сообщается с атмосферой, и газы выталкиваются наружу. При движении поршней вверх (рис. 1, б) отверстие сапуна 6 не совпадает с каналом 5, и картер изолирован от атмосферы. Так как сапун делает такое же число оборотов, что и распределительный вал 2 двигателя мотоцикла М-72, т. е. в два раза меньше коленчатого вала, то при следующем движении поршней вниз сапун повернется на 180°, и с каналом в распределительной крышке за 80° до НМТ совпадет противоположное отверстие втулки сапуна; при этом снова произойдет выталкивание сжатых в картере двигателя мотоцикла М-72 газов.
Неисправное действие сапуна в двигателе мотоцикла М-72 характеризуется пробиванием масла через сальники и прокладки. Если сапун засорился, то необходимо его прочистить. Работа сапуна может также прекратиться, если сорвется приводной штифт шестерни. В этом случае из трубки сапуна будет вытекать масло.