Характеристики и виды автомотрис и автодрезин. Общие сведения об автомотрисах АДМ, АГВ, АС1А, автодрезинах ДГКу, ДМС, ДМ, АГМу

Характеристики и виды автомотрис и автодрезин. Общие сведения об автомотрисах АДМ, АГВ, АС1А, автодрезинах ДГКу, ДМС, ДМ, АГМу
Служебная автомотриса АС1А

Основные характеристики автомотрис и автодрезин

Автодрезины и автомотрисы относят к несъемному типу рельсового транспорта; в движение они приводятся при помощи двигателя внутреннего сгорания.

Автодрезины и автомотрисы различных марок эксплуатируются на железных дорогах, а также на подъездных путях промышленного транспорта; наиболее распространенными среди них являются: АГВ, АДМ, ДМС, ДГКу, АГМу, ДМ, АС1А, ВК. Автодрезины и автомотрисы в зависимости от их основного назначения делят на служебные, аварийно-восстановительные и грузовые. Основные данные автодрезин и автомотрис сведены в таблицу 1. На АГВ и ДГКу стоит двигатель типа У1Д6-250ТК, на АДМ стоит двигатель У2Д6-250ТК-С4, на ДМС – двигатель ЗИЛ-130, на АГМу – двигатель КАЗ-120, на ДМ – двигатель ЗИЛ-120 (130), на АС1А – двигатель типа ЗMЗ-53.

Таблица 1 — Технические данные основных типов рельсошлифовальных вагонов.
ПараметрЗначение параметра для автодрезины или автомотрисы соответствующей марки
АДМАГВДГКуДМСДМАГМуАС1А
Габаритные размеры, мм:
— длина1296012580125801022010220102208746
— ширина3130317031703068306831302840
— высота4640525052505260528545243327
Максимальная скорость не более, км/ч.100808080656580
Вместимость для топливного бака, л780800800959595110
Грузоподъемность, т5,03,56,02,02,05,0
Грузоподъемность подъемного крана, т1,2–3,02,5–31,7–3,01,0
Высота подъема подъемного крана от уровня головки железнодорожного рельса, м8,27,04,063,0
Вылет стрелы, м3,4–8,05,35,81,2–4,5
Масса для прицепного состава, т:
— на перегоне606060202016
— при маневрах300300202040
Высота подъема для рабочей площадки, м7,07,67,757,75
Вылет для рабочей площадки от оси железнодорожного пути, м6,84,03,03,0
Число пассажиров1112598324

Автомотриса дизельная монтажная (АДМ)

Автомотриса АДМ (или автомотриса дизельная монтажная) служит для проведения аварийно-восстановительных, монтажных и ремонтных работ как на воздушных линиях, так и на контактной сети железных дорог с электрификацией.

Управляют автомотрисой АДМ машинист и его помощник. У автомотрисы дизельной монтажной есть рабочая подъемная площадка, которая изолирована от заземленных частей, благодаря чему можно с нее выполнять работы под напряжением на электрической контактной сети переменного и постоянного тока. Площадка имеет дистанционное управление; допустим угол поворота 210°, возможна работа на расстоянии 6,8 м от оси пути. У автомотрисы дизельной монтажной на кабине находится стреловой подъемный кран, применяемый для монтажа опор контактной сети, выгрузки и погрузки материалов и грузов.

Возможно монтирование железобетонных опор, не применяя аутригеры, на расстоянии 3,6 метра от оси пути, а в случае применения аутригеров – на расстоянии 5,7 метра.

Часть рамы автомотрисы АДМ, которая покрыта настилом, составляет платформу, на которой перевозят материал. На автомотрисе АДМ стоит генератор, чье напряжение равно 400 В, а мощность равна 50 кВт.

Автомотриса дизельная монтажная АДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – гидропередача; 5 – компрессор; 6 – раздаточная коробка; 7 – генератор; 8 – двигатель (дизель); 9 – изолированная рабочая площадка; 10 – грузоподъемный кран; 11 – механизм подъема груза

Рис. 1. Автомотриса дизельная монтажная АДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – гидропередача; 5 – компрессор; 6 – раздаточная коробка; 7 – генератор; 8 – двигатель (дизель); 9 – изолированная рабочая площадка; 10 – грузоподъемный кран; 11 – механизм подъема груза.

Грузовая автодрезина ДГКу

Грузовая автодрезина ДГКу служит для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, а также для перевозки грузов в случае ремонта железнодорожного пути, кроме того, её можно применять для маневровых работ. Автодрезина ДГКу управляется машинистом и помощником машиниста.

У грузовой автодрезины ДГКу на раме-платформе под капотом размещен дизель, стоит система подачи топлива, смазочная система дизеля, генератор переменного тока, раздаточная коробка отбора мощности. Под платформой установлены ходовые части. Сзади кабины машиниста установлена гидропередача, а на крыше – грузоподъемный кран с горизонтальной консольной стрелой.

Внутри кабины грузовой автодрезины находятся приборы для управления системой тормозов, работой дизеля, песочницами, кран машиниста и иное оборудование.

На автодрезине ДГКу есть генератор переменного тока, чья мощность составляет 50 кВт. Генератор служит для снабжения двигателей механизмов подъемного крана и путевых машин электричеством.

На автодрезине ДГКу можно перевозить не более 5 человек, при этом четыре человека должны находиться на платформе, а один – в кабине.

Грузовая автодрезина ДГКу: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – гидропередача; 5 – компрессор; 6 – раздаточная коробка; 7 – генератор; 8 – двигатель (дизель); 9 – радиатор охлаждения жидкости; 10 – радиатор охлаждения масла; 11 – механизм подъема груза; 12 – грузоподъемный кран

Рис. 2. Грузовая автодрезина ДГКу: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – гидропередача; 5 – компрессор; 6 – раздаточная коробка; 7 – генератор; 8 – двигатель (дизель); 9 – радиатор охлаждения жидкости; 10 – радиатор охлаждения масла; 11 – механизм подъема груза; 12 – грузоподъемный кран.

Автомотриса АГВ

Автомотриса типа АГВ применяется при выполнении восстановительных и монтажных работ, монтаже опор контактной сети. АГВ изготовляется на основе грузовой автодрезины ДГКу. Хо́довые части автомотрисы АГВ являются усиленными и рассчитанными на бо́льшие нагрузки.

Автомотрисой АГВ управляют машинист с помощником. Возможно обслуживание автомотрисы АГВ с помощью одного машиниста, если отсутствует необходимость применять подъемный кран.

У автомотрисы АГВ есть рабочая площадка, которая изолирована от заземленных частей, благодаря чему можно выполнять работы без отключения напряжения с контактной сети. У площадки грузоподъемность равна не более 500 килограмм, площадка является поворотной.

У автомотрисы АГВ есть грузоподъемный кран с гидроприводом, применяемым для смены вылета сочлененной стрелы, а кроме того для смены высоты ее подъема. Электрической лебедкой поднимают груз, если его масса не больше 3 тонн. Поворотная площадка в транспортном положении должна быть закреплена и опущена. В транспортном положении стрелу грузоподъемного крана закрепляют при помощи специальных растяжек.

Автомотриса типа АГВ: 1 – колесная пара автомотрисы; 2 – осевой редуктор автомотрисы; 3 – карданный вал автомотрисы; 4 – гидропередача; 5 – компрессор; 6 – коробка раздаточная; 7 – генератор; 8 – двигатель (дизельный двигатель); 9 – радиатор для охлаждения масла; 10 – радиатор для охлаждения жидкости; 11 – рабочая изолированная площадка; 12 – механизм для подъема груза; 13 – кран грузоподъемный

Рис. 3. Автомотриса типа АГВ: 1 – колесная пара автомотрисы; 2 – осевой редуктор автомотрисы; 3 – карданный вал автомотрисы; 4 – гидропередача; 5 – компрессор; 6 – коробка раздаточная; 7 – генератор; 8 – двигатель (дизельный двигатель); 9 – радиатор для охлаждения масла; 10 – радиатор для охлаждения жидкости; 11 – рабочая изолированная площадка; 12 – механизм для подъема груза; 13 – кран грузоподъемный.

Автодрезины ДМС и ДМ

Для проведения сварочных работ существует трансформатор, который получает электроэнергию от генератора переменного тока, стоящего на автомотрисе. С целью освещения контактной сети и рабочей площадки установлены прожекторы.

Над автосцепкой автодрезины может быть установлено устройство для очистки контактного провода от гололеда механическим способом (установка МОГ). Его электроснабжение реализуют от бензоэлектрического переносного агрегата.

На платформе автомотрисы размещен запас деталей и материалов в специальных ящиках.

Автодрезины типа ДМС и типа ДМ служат для выполнения на контактной сети восстановительных, ремонтных и монтажных работ.

Обслуживает автодрезину один водитель.

У автодрезины ДМС (ДМ) есть одна рабочая площадка и две переходные площадки, которые от заземленных частей изолированы. Выполнять работы при наличии напряжения на контактной сети переменного и постоянного тока можно исключительно с рабочей площадки. В случае поворота площадки на ±90° ее вылет от оси пути равен 3,0 метра. Она в транспортном положении должна находится в опущенном состоянии, а ее ограждения должны быть закреплены и сложены.

Автодрезина ДМС: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – изолированная рабочая площадка; 9 – винт подъемный; 10 – редуктор червячный

Рис. 4. Автодрезина ДМС: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – изолированная рабочая площадка; 9 – винт подъемный; 10 – редуктор червячный.

На рабочей площадке автодрезины есть возможность для установки устройства очистки контактного провода от гололеда механическим способом. К данному устройству электрическая энергия поступает от бензоэлектрического агрегата. Есть аварийный бензобак емкостью 20 литров.

На платформе автодрезины и в специальных ящиках размещается запас деталей и материалов контактной сети и воздушных линий.

Автодрезина ДМС имеет, по сравнению с ДМ, более усиленную раму, а также узлы трансмиссии, у нее немного изменены ходовые части, использован новый реверс, у которого применено уменьшенное передаточное отношение. Двигатель накрыт герметичным капотом и размещен на резиновых амортизаторах. В рессорном подвешивании применена система подвешивания с буксовыми челюстными направляющими.

У автодрезин ДМС и ДМ установлены устройствами, которые выполняют автоматическое торможение в момент потери водителем бдительности; на них стоит шунтирующее устройство для увеличения надежности работы всех рельсовых цепей.

Автодрезина ДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – изолированная рабочая площадка; 9 – винт подъемный; 10 – редуктор червячный

Рис. 5. Автодрезина ДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – изолированная рабочая площадка; 9 – винт подъемный; 10 – редуктор червячный.

Автодрезина АГМу

Автодрезина АГМу служит для осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Управляют автодрезиной водитель с помощником. На автодрезине размещен грузоподъемный кран, имеющий консольную стрелу, которая предназначена для подъема груза массой до 1 тонны.

У грузовой лебедки автодрезины АГМу от вала коробки реверса есть привод. Перемещение грузовой тележки происходит в ручном режиме. Самый большой вылет находящегося на стреле крана крюка равен 4,5 метра. Стрела крана имеет возможность поворота на 360° и удержания растяжками в транспортном положении.

Рычаги для управления тормозом крана и приводом лебедки размещены в водительской кабине. На автодрезине АГМу стоит тормоз, который действует на обе колесные пары; у него ручной привод.

На автодрезине АГМу стоит устройство, применяемое для шунтирования рельсовых цепей. Допускается на ее платформе располагать грузы в пределах размера платформы.

На основе дрезины типа АГМу сконструированы дрезины АГМс, которые обладают скоростью 95 км/ч; на них стоят двигатели типа ЗИЛ-130 и подъемный кран с грузоподъемностью 1,8 тонны.

У автодрезин АГМу и ДГКу существует прицеп УП-2, служащий для перевозки рельсов, балласта, опор, инструмента, шпал. Прицеп построен на основе автодрезины АГМу, его грузоподъемность равна 10 тонн, конструкционная скорость составляет до 80 км/ч.

Автодрезина АГМу: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – грузоподъемный кран; 9 – лебедка грузовая

Рис. 6. Автодрезина АГМу: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – грузоподъемный кран; 9 – лебедка грузовая.

Автомотриса АС1А (АС-1А)

Автомотриса АС1А применяется для перевозки бригад, которые занимаются ремонтом путей, устройств связи и сигнализации, контактной сети и во время инспекционных поездках, проходящих в пределах отделения дороги. Автомотриса АС1А управляют водитель вместе с помощником.

На автомотрисе АС1А стоит коробка передач, карбюраторный двигатель, карданная передача, реверс и осевой редуктор, который стоит на одной колесной паре.

На автомотрисе АС1А в кузове расположена кабина водителя, а также помещение для пассажиров вместимостью 24 человека. Автомотриса АС1А управляется из кабины водителя при движении в любом из направлений. В случае движения задним ходом и нахождении кабины водителя сзади по ходу движения, помощник водителя из помещения для пассажиров должен подавать звуковые сигналы, а также осуществлять торможение в случае необходимости.

На автомотрисе АС1А запрещается перевозить железнодорожные вагоны.

Автомотриса АС1А: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости

Рис. 7. Автомотриса АС1А: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости.

Вертикальный котлованокопатель на базе автодрезины ДМ

Вертикальный котлованокопатель служит для разработки котлованов для опор воздушных линий и контактной сети в нескальных грунтах прямо с железнодорожного пути. Котлованокопатель построен на базе автодрезины типа ДМ и типа ДГКу. Котлованокопателем управляют водитель автодрезины с помощником.

У котлованокопателя производительность равна до 5 котлованов в час, глубина до 4600 миллиметров, размер котлованов равен 660×900 миллиметров. Для осуществления разработки котлованов, чьи размеры больше, копают смежные котлованы. У котлована максимальный размер 3,4×2,9 метра.

На вертикальном котлованокопателе работу выполняет машинист, находящийся в кузове, оператор из кабины управляет рабочим органом.

Для предотвращения схода с рельсов котлованокопателя при разработке котлованов предусмотрены рельсовые захваты по углам платформы. Во избежание выхода за габарит подвижного состава рабочего органа при его развороте предусмотрена электрическая блокировка.

У вертикального котлованокопателя, выполненного на базе дрезины ДМ, скорость движения составляет не более 60 км/ч.

Вертикальный котлованокопатель на базе автодрезины ДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – кузов; 9 – механизм подачи; 10 – кабина управления; 11 – рабочий орган

Рис. 8. Вертикальный котлованокопатель на базе автодрезины ДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – кузов; 9 – механизм подачи; 10 – кабина управления; 11 – рабочий орган.

Буровая машина на базе автодрезины ДМ

Буровая машина служит для разработки котлованов диаметром 0,35–0,7 метра с пути на расстоянии от оси пути 3,1-6,0 метра. Произведенной на основе автодрезины типа ДМ или типа ДГКу буровой машиной управляет водитель автодрезины с помощником.

У буровой машины основные механизмы и узлы эквивалентны основным механизмам и узлам автодрезин.

У рабочего органа буровой машины имеются резцы, изготовленные из твердых сплавов. Длительность бурения буровой машиной одного котлована напрямую зависит от грунта и равняется 7-15 минут. Оператор при разработке котлованов обязан быть в кабине управления.

У буровой машины существуют специальные рельсовые захваты для предупреждения схода с рельсов в момент разработки котлована. В буровой машине есть освещение кабины, рабочего места.

Буровая машина на базе автодрезины ДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – кузов; 9 – редуктор; 10 – кабина управления; 11 – рабочий орган

Рис. 9. Буровая машина на базе автодрезины ДМ: 1 – колесная пара; 2 – редуктор осевой; 3 – вал карданный; 4 – коробка реверса; 5 – коробка передач; 6 – двигатель карбюраторный; 7 – радиатор охлаждения жидкости; 8 – кузов; 9 – редуктор; 10 – кабина управления; 11 – рабочий орган.

У буровой машины на основе автодрезины ДМ скорость движения не должна быть больше 60 км/ч.

При перемещении буровой машины и котлованокопателя все устройства обязаны быть в транспортном положении.