Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования дизельных автомотрис АДМ, АГВ, автодрезин ДГКу и других с двигателями У1Д6-250ТК-С4, У2Д6-250ТК-С4

Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования дизельных автомотрис АДМ, АГВ, автодрезин ДГКу и других с двигателями У1Д6-250ТК-С4, У2Д6-250ТК-С4

Автодрезина ДГКу.

Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования

При эксплуатации электрооборудования дизельных автомотрис и автодрезин необходимо соблюдать такие общие правила:

  • аккумуляторные батареи 1 (рис. 1) включать перед пуском дизельного двигателя и при необходимости аварийного освещения после остановки; выключать их после остановки дизельного двигателя, при осмотре и ремонте электрооборудования дизельных автомотрис и автодрезин, смены предохранителей 4, слишком большом заряде аккумуляторов, который контролируется с помощью вольтметра 5, и неисправностях электрического оборудования;
  • содержать в чистоте электрическое оборудование дизельных автодрезин и автомотрис, проверять крепление реле стартера 2, генератора 6, счетчика моточасов 8, реле регулятора 7, выключателей 10 и 11;
  • соединительные зажимы подтягивать время от времени;
  • следить, чтобы смазка и топливо не попадали на электрическое оборудование автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем, а также на проводку и розетку 9;
  • при пуске дизельного двигателя стартером 3 не применять разряженные батареи.

Электрооборудование дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 1. Электрооборудование дизельных автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание генератора

Работу генератора дизельных автомотрис и автодрезин необходимо систематически контролировать, по вольтамперметру определяя зарядный ток аккумуляторной батареи и напряжение генератора. Зарядный ток равен 5–35 ампер, при большом разряде он может быть равен до 53 ампер в начале зарядки.

Генератор дизельной автомотрисы и автодрезины периодически протирают смоченной в бензине ветошью. Генератор смазывают по карте смазки дизеля. Генератор автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем для замены смазки разбирают; промывают в бензине его шариковые подшипники, просушивают, а затем в них закладывают смазку ЦИАТИМ-201 в таком объеме, чтобы была покрыта ею в сепараторе внутренняя обойма подшипника шарикового 2 (рис. 2).

В случае порчи или износа подшипники меняют на новые. Спустя каждые 300 часов работы дизельного двигателя коллектор 1 и щеткодержатели 3 генератора дизельных автомотрис и автодрезин продувают при помощи сжатого воздуха. Необходимо перед продувкой снять с генератора защитную ленту.

Коллектор и щетки осматривают и протирают. Щетки меняют, если высота менее 20 миллиметров. Коллектор при подгорании зачищают ветошью, слегка смоченной в бензине, или стеклянной шкуркой.

Генератор дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 2. Генератор дизельных автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание стартера

Перед началом работы выполняют проверку крепления стартера на дизельном двигателе автомотрисы и автодрезины. Один раз в 3 месяца осматривают щетки, коллектор 5 (рис. 3), проверяют существующие в зацеплении с венцом маховика шестерни стартера зазоры. Если высота щеток менее 17 миллиметров, их заменяют. Меняют через 1,5–2 года смазку в хвостовике 4 и подшипниках 3, 6.

Стартер дизельной автомотрисы и автодрезины после ремонта проверяют без нагрузки от аккумулятора напряжением 24 В; потребляемый стартером ток должен составлять не больше 115 А.

В случае запуска дизельного двигателя стартером включают пусковую кнопку не больше чем на 5–6 секунд, затем делают перерыв 25–30 секунд. В случаях трех-четырех неудачных попыток устраняют неисправности дизельного двигателя и повторяют пуск. Кнопку немедленно отпускают в момент пуска дизельного двигателя. Если шестерня стартера 1 после пуска не вышла из существующего зацепления с венцом маховика 2 (будет резкий характерный шум шестерен), незамедлительно выключают аккумулятор.

Стартер дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 3. Стартер дизельных автомотрис и автодрезин.

Не разрешается включать стартер при работающем дизельном двигателе. Не следует запускать дизельный двигатель при помощи стартера в случае плохо заряженного аккумулятора. Нужно контролировать боковой и торцовый зазоры, находящиеся между венцом маховика и зубьями шестерни стартера. Если стартер дизельной автомотрисы (автодрезины) выключен, торцовый зазор должен быть равен 3–4,5 миллиметра, при включенном стартере боковой зазор должен быть равен 0,6–1,2 миллиметров. Замеряют боковой зазор при помощи щупа через люк в кожухе маховика, определение радиального зазора происходит по отпечатку, находящемуся на пластине из свинца, которая обжата зубьями при введении в зацепление с венцом маховика шестерни стартера.

Регулировка торцового зазора происходит при перемещении стартера по оси, изменение бокового зазора происходит при подкладывании прокладки под стартер.

Техническое обслуживание реле-регулятора РРТ-32

Работу реле-регулятора РРТ-32 дизельной автомотрисы и автодрезины систематически контролируют по вольтметру. При зарядке аккумулятора от генератора колебания тока не должны быть больше ±5 А. Напряжение генератора должно быть в диапазоне 27–29 Вольт при превышающей 700 об/мин частоте вращения коленвала дизельного двигателя.

Не реже одного раза в месяц реле-регулятор РРТ-32 автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем протирают. При его неисправности проводят проверку состояния контактов; в случае подгорания контактов, углубления или бугорки зачищают надфилем.

Основные технические данные реле-регуляторе РРТ-32

  • Номинальное напряжение: 27–29 В;
  • Номинальный ток: 37 А;
  • Для реле обратного тока напряжение включения: 26–27 В;
  • Ток выключения реле обратного тока: 2–8 А;
  • Колебания тока при работе генератора на заряд аккумуляторной батареи, не выше: ±5 А;
  • Пределы колебания зарядного тока аккумуляторных батарей: 5–35 А.

Реле-регулятор РРТ-32 и пусковое реле дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 4. Реле-регулятор РРТ-32 и пусковое реле дизельных автомотрис и автодрезин.

Перед настройкой регулятора напряжения выставляют зазоры 0,7–1,1 миллиметра между сердечниками и якорями при замкнутых контактах и придавленных пружинами верхних контактах. Настраивают ограничители тока на наибольший ток 45–53 А.

Регулируют реле обратного тока при помощи изменения натяжения пружин якорей; устанавливают зазор между контактами в 0,6–1,0 миллиметра. При напряжении 25–27 В реле должны включаться, а выключаются они при токе от батареи в генератор 2–8 А.

Техническое обслуживание пускового реле

Осматривают контакты пускового реле дизельной автомотрисы и автодрезины не реже одного раза в месяц либо после 300 часов работы дизельного двигателя. При пригорании подвижных 1 и неподвижных 2 (рис. 4) контактов их зачищают стеклянной шкуркой. Для зачистки и осмотра контактов снимают с посадочного места реле и открывают крышку 4, где установлены выводные болты 3.

Про другое электрооборудование автомотрис и автодрезин можно прочитать в следующих материалах: