Общее устройство и принцип работы сцепления советских мотоциклов

Общее устройство и принцип работы сцепления советских мотоциклов

Мотоцикл К-125 на выставке «Два колеса». Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Сцепление служит для отсоединения вала двигателя от силовой передачи мотоцикла при переключении шестерен в коробке передач и для последующего соединения вала двигателя с силовой передачей. Кроме того, сцепление используется при торможении и при замедлении движения.

Переключение передач на советском мотоцикле без отсоединения вала двигателя вызывает сильный удар между зубьями включаемых шестерен и может повлечь за собой их поломку, так как включаемые шестерни имеют различные угловые скорости. Принцип действия сцепления советского мотоцикла основан на трении, возникающем между его дисками. В сцеплении различают: ведущую часть, связанную с валом двигателя, ведомую, связанную с коробкой передач, силовой элемент, к которому относятся пружины и механизм выключения сцепления.

Схема сцепления и его работа показаны на рис. 1.

Схема сцепления советского мотоцикла: а — сцепление включено; б — сцепление выключено. 1 — ведущий вал; 2 — подшипник; 3 — ведущий барабан; 4 — ведущие диски; 5 — ведомый барабан; 6 — ведомые диски; 7 — пружина; 8 — рычаг сцепления; 9 — трос; 10 — червяк; 11 — выжимной шток; 12 — нажимной диск.

Рис. 1. Схема сцепления советского мотоцикла: а — сцепление включено; б — сцепление выключено. 1 — ведущий вал; 2 — подшипник; 3 — ведущий барабан; 4 — ведущие диски; 5 — ведомый барабан; 6 — ведомые диски; 7 — пружина; 8 — рычаг сцепления; 9 — трос; 10 — червяк; 11 — выжимной шток; 12 — нажимной диск.

На ведущем валу 1 коробки передач мотоцикла на подшипнике 2 свободно установлен ведущий барабан 3, связанный с валом двигателя. Внутри барабана помещены ведущие кольцевые диски 4, связанные с барабаном так, что они могут вращаться вместе с ним, а также перемещаться в нем в осевом направлении.

На том же ведущем валу коробки передач мотоцикла неподвижно укреплен ведомый барабан 5, имеющий на наружной поверхности ведомые диски 6, которые также могут вращаться вместе с барабаном и одновременно продольно перемещаться по нему.

Ведущие и ведомые диски сцепления мотоцикла прижаты друг к другу пружинами 7 через посредство нажимного диска 12. Когда все диски сжаты, то при вращении наружного ведущего барабана вместе с ним вращаются не только ведущие, но и ведомые диски благодаря действию сил трения, возникающих между дисками.

Вместе с ведомыми дисками 6 сцепления мотоцикла вращаются ведомый барабан 5 и ведущий вал коробки передач; в этом случае сцепление будет включено. Для выключения сцепления, т. е. для разъединения ведущих дисков от ведомых, необходимо устранить сжимающее действие пружин, для этого служит механизм выключения сцепления.

При нажатии на рычаг 8, расположенный с левой стороны руля советского мотоцикла, он потянет за собой трос 9, который повернет червяк 10, установленный в коробке передач. Червяк, ввертываясь по резьбе, нажимает через шток 11 на нажимной диск 12, который сожмет пружины, и давление на ведомые и ведущие диски сцепления мотоцикла прекратится, благодаря чему не будет тех сил трения, которые заставляли ведомые диски вращаться заодно с ведущими, т. е. сцепление будет выключено.

Сцепления, устанавливаемые на советских мотоциклах, подразделяются по количеству дисков на: однодисковые, двухдисковые и многодисковые; по характеру трения между дисками и среде, в которой они работают, на: сухие, у которых диски работают без смазки, масляные, работающие в масляной ванне, и полусухие, у которых диски смазываются консистентной смазкой.

К сцеплению мотоцикла предъявляются следующие основные требования:

— чистота выключения, т. е. способность полностью отсоединять ведущую часть от ведомой;

— мягкость и плавность включения сцепления, без рывков;

— наименьший вес ведомой части, обусловливающий меньший момент инерции;

— достаточный отвод тепла от деталей сцепления;

— легкость управления.