Смазка механизмов и узлов автомотрис АДМ, АГВ и автодрезин ДГКу, ДМС, ДМ, АГМу
Автодрезина АГМу. Автор фото Сайга20К, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Общие сведения о смазке механизмов и узлов автомотрис и автодрезин
Сведения о смазке механизмов и узлов автомотрис (автодрезин) приведены в таблицах и на рисунках.
Система смазки автодрезины (автомотрисы) комбинированная. Часть механизмов смазывают через масленки; редукторы имеют масляные ванны. Для смазки механизмов применяют специальные приборы и используют специальную посуду.
Заливают масло в редукторы автомотрис (автодрезин) из ведра с носиком с сетчатым фильтром либо посредством воронки с фильтром. Перед заливкой чистого масла внутреннюю полость редукторов тщательно промывают чистым керосином или дизельным топливом.
Предварительно протирают пресс-масленки, поверхности у заливных горловин и пробок. Пробки и масломерные указатели кладут в чистое место. Заливают смазку через масленки до тех пор, пока не появится свежая смазка в зазорах; выступившую смазку вытирают.
Необходимо не допускать попадания смазочных материалов на электрические провода.
Рис. 1. Инструменты, применяемы для смазки механизмов и узлов автомотрис и автодрезин.
Автомотрисы АДМ и АГВ
Рис. 2. Смазка механизмов и узлов автомотрисы АДМ.
Позиции на рисунке 2 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
1 | Букса колесной пары | Смазка 1-ЛЗ | Заполнять 2/3 объема полости подшипника |
2 | Механизм сцепления автосцепки | Смазка универсальная УС | Смазывать кистью |
3 и 10 | Цилиндры привода реверса механизма управления режимами, приводов спидометра и жалюзи | СмазкаЦИАТИМ-201 | Нагнетать шприцем |
4 | Шарниры жалюзи и дверок капота | Смазка УС | – |
5 | Шарнирный подшипник реактивной тяги | То же | Нагнетать шприцем |
6 | Буксовые направляющие | Масло осевое Л и З | Заливать масленкой |
7 | Осевой редуктор | ТС-10 с присадкой ОТП | Добавлять периодически |
8 | Манжета тормозного цилиндра | ЦИАТИМ-201 | Сняв крышку, наносить по диаметру манжеты |
9 | Подшипник карданных валов | Смазка универсальная УС | Добавлять периодически |
11 | Зубчатое зацепление механизма поворота монтажной площадки | Смазка универсальная УС | Накладывать на зубья шестерни и рейки |
12 | Дорожки качения поворотной платформы монтажной площадки, оси гидроцилиндров, оси рычагов параллелограммов монтажной площадки | ЦИАТИМ-203 | Нагнетать прессом через пресс-масленки |
Смазка универсальная УС | То же | ||
13 | Соединения шарнирные тормозной рычажной передачи | Смазка универсальная УС | Смазывать кистью |
14 | Шлицевые соединения карданных валов | То же | Нагнетать шприцем |
15 | Шарнирные соединения рессорного подвешивания | » | Заливать масленкой |
16 | Шарнирные соединения (цепь, винт) ручного тормоза | » | Смазывать кистью |
17 | Шарнирные соединения крана | » | То же |
18 | Зацепление опоры крана | » | » |
19 | Тормозная арматура | СмазкаЦИАТИМ-201 | – |
20 | Гибкий вал спидометра | Смазка УССА | Смазывать кистью |
21 | Стеклоочиститель | Масло приборное МВП | – |
Автодрезина ДГКу
Рис. 3. Смазка механизмов и узлов автодрезины ДГКу.
Позиция на рисунке 3 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
– | Буксы | Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ | Заполнять 2/3 объема полости подшипника через смотровую крышку |
1 | Буксовые направляющие (наличники) | Масло осевое: З (зимнее); Л (летнее) | Заливать масленкой |
2 | Шарниры жалюзи, дверок капота и бортов | Смазка УС | Смазывать помазком |
3 | Цепь втулочнороликовая ручного тормоза | Масло ТАП-15В или масло трансмиссионное (нигрол) зимнее | Опускать в масло, подогретое до 60–70 °C на 20 мин, протирать насухо |
4 | Цилиндры привода реверса, режимов и управления спидометром (полости цилиндров) | Смазка ЦИАТИМ-201 | Нагнетать прессом |
4 | Главный вал и соединения механизма управления наполнением | Смазка УС | Наносить помазком |
5 | Шарнирные соединения ручного тормоза | То же | Нагнетать прессом |
6 | Винт ручного тормоза | Смазка УС | Смазывать помазком |
7 | Манжета тормозного цилиндра | Смазка ЦИАТИМ-201 | То же |
8 | Винт рессорного домкрата | Смазка УС | » |
9 | Шарнирные соединения рычажной передачи | То же | » |
10 | Игольчатые подшипники | Смазка ЦИАТИМ-203 | Нагнетать пресс-масленкой |
11 | Подшипники генератора электродвигателей | То же | Заполнять 2/3 объема подшипника |
12 | Подшипники и зубчатая муфта опоры генераторного привода | Смазка ЦИАТИМ-203 | Нагнетать прессом |
13 | Гидропередача УГП-230 | Масло И-12А (зимнее), И-20А (летнее) | Заливать через горловину бака |
14 | Компрессор | Масло К-12 (летом) и К-19 (зимой) | Заливать через горловину |
15 | Шлицевые соединения валов карданных | Смазка ЦИАТИМ-203 | Нагнетать пресс-масленкой |
16 | Подшипник реактивной тяги | То же | То же |
17 | Осевой редуктор | Масло ТС-10-ОТП (зимой), ТСП-14 (летом) | Заливать через смотровой люк |
Дизельный двигатель
Рис. 4. Смазка механизмов и узлов дизельного двигателя, устанавливаемого на автомотрисах и автодрезинах.
Позиция на рисунке 4 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
1, 2 | Подшипники опор вала и бугель муфты сцепления | Солидол жировой летом УС-3 (т), зимой УС-2 (л) | Нагнетать через пресс-масленку 100-150 г |
3 | Тяги оси кулачков, втулки, вилки пружин муфты сцепления | То же | То же |
4 | Стартер | Авиационное масло МК-22, МС-20, зимой МС-14; заменитель МТ-16П | Заливать 1,0–1,5 л |
5, 6 | Шариковые подшипники генератора и стартера | Смазка ЦИАТИМ-203 | Заполнять 2/3 объема подшипника |
7 | Топливный насос и регулятор | Масло авиационное летом МК-22, МС-14, МС-20; заменитель МТ-16П | Заливать в топливный насос 0,15 л; в регулятор – до контрольной пробки |
8 | Система смазки | То же | Заливать 30–40 л |
9 | Натяжной ролик вентилятора | Солидол жировой летом УС-3 (т), зимой УС-2 (л) | Заполнять через пресс-масленку до появления в зазорах новой смазки |
10 | Подшипник ведомого шкива вентилятора | То же | То же |
Механизмы грузоподъемного крана
Рис. 5. Смазка механизмов и узлов грузоподъемного крана автомотрис и автодрезин.
Позиция на рисунке 5 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
Механизм подъема груза | |||
1 | Зубчатое зацепление червячного редуктора | Масло МТ-16п | Масляную ванну заполнять по указателю до верхней риски |
2 | Подшипники вала шестерни редуктора | Смазка УС-2 | Заполнять 2/3 полости подшипника |
3 | Зубчатая муфта привода | То же | Заполнять полость зацепления муфты |
4 | Подшипники вала барабана лебедки | » | Заполнять 2/3 полости подшипника |
5 | Шарниры рычагов тормоза | » | Нагнетать прессом через пресс-масленку |
18 | Подшипники, принадлежащие направляющим блокам грузового каната на крюке, тележке, стреле и подшипники, принадлежащие ходовым каткам тележки | » | Заполнять 2/3 полости подшипника |
Механизм передвижения грузовой тележки | |||
6 | Зубчатое зацепление червячного редуктора | Масло МТ-16п | Масляную ванну заполнять по указателю до верхней риски |
7 | Подшипники вала шестерен редуктора | Смазка УС-2 | Заполнять 2/3 полости подшипника |
8 | Зубчатая муфта привода | То же | Заполнять полость зацепления |
9 | Подшипники вала барабана лебедки | Смазка УС-2 | Заполнять 2/3 полости подшипника |
10 | Подшипники направляющего блока тягового каната | То же | Нагнетать прессом через пресс-масленку |
Механизм поворота крана | |||
16 | Зубчатое зацепление червячного редуктора | Масло МТ-6п | Масляную ванну заполнять по указателю до верхней риски |
15 | Подшипники вала шестерни редуктора и промежуточного вала | Смазка УС-2 | Заполнять 2/3 полости подшипника |
14 | Зубчатое зацепление промежуточного вала | То же | Накладывать на зубцы шестерен и венца |
12 | Шарниры рычагов тормоза | » | Нагнетать прессом через пресс- масленки |
17 | Подшипники опорных роликов | » | То же |
13 | Ось поворота стрелы | » | Поворачивать крышки масленки |
11 | Рабочая поверхность опорного круга | » | Покрывать нагретой смазкой слоем толщиной 2–3 мм |
19 | Канаты лебедок | Канатная мазь 39у | Наносить кистью тонким слоем |
Автодрезины АГМу, ДМС и ДМ
Рис. 6. Смазка механизмов и узлов автодрезины АГМу.
Рис. 7. Смазка механизмов и узлов автодрезин ДМС и ДМ.
Позиция на рисунках 6 и 7 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
1 | Валик передачи реактивной тяги | Смазка универсальная УС-1 | Наносить тонким слоем. Ежедневный контроль |
2 | Водяной насос | Смазка 1-ЛЗ | 5–8 качаний солидолонагнетателем |
3 | Генератор | Масло для двигателя | Добавлять 5–10 капель |
4 | Оси шарнирные рычажной передачи | Смазка универсальная УС-1 | Наносить кистью тонким слоем. Ежедневный контроль |
5 | Подшипник редуктора осевого | Смазка УС-1 | Добавлять тавот-прессом 50 г |
6 | Сочленения карданные: | ||
игольчатые подшипники | Масло трансмиссионное ТАП-10 | Добавлять тавот- прессом до выдавливания смазки | |
шлицевые соединения | Смазка универсальная УС-1 | То же | |
7 | Шток цилиндра тормозного (вилка с пазом) | То же | Заносить кистью тонким слоем. Ежедневный контроль |
8 | Распределительный вал | 1-ЛЗ | Поворачивать крышку колпачковой масленки на один- два оборота |
Кулачок | 1-ЛЗ | Наносить тонкий слой смазки | |
Втулка кулачка и ось рычажка прерывателя | Масло для двигателя | Добавлять 5–10 капель | |
9 | Винт тормозной, гайка, пазы тормозной колодки | Смазка универсальная УС | Наносить кистью тонким слоем. Ежедневный контроль |
10 | Фильтр пневмотормозной системы | Всесезонно: масло автомобильное трансмиссионное ТАП-15; для районов Крайнего Севера масло ТАП-10 | Сливать масло, заливать свежее |
11 | Картер двигателя ЗИЛ-120 | АКЗп-10 летом, АКЗп-6 зимой | Проверять уровень масла измерительным щупом, доливать до верхней метки; менять через 1,5 тыс. км пробега |
11 | Картер двигателя ЗИЛ-130 | Автомобильное масло фенольной селективно очистки АС8 | Тоже |
12 | Стартер | Масло АКЗп-6, АКЗп-10 | Наносить по 5–10 капель из масленки |
13 | Подшипник муфты сцепления | Масло АКЗп-6, АКЗп-10 | Наливать, отвернув пробку, 5–8 г |
14 | Воздушный фильтр двигателя ЗИЛ-130 | Масло, применяемое для двигателей | Доливать до контрольного отверстия, менять масло в резервуаре и промывать набивку в бензине |
15 | Ось педали муфты сцепления | Масло трансмиссионное ТАП-10 или АК-6 | Наносить по 5–10 капель из масленки |
16 | Валик вилки включения сцепления | Смазка УС-1 | Наносить шприцем |
17 | Картер коробки передач ЗИЛ-130 | Всесезонно: автомобильное трансмиссионное масло ТАП-15, для районов Крайнего Севера масло ТАП-10 | Проверять уровень масла и доливать до контрольной пробки |
18 | Коробка реверса | Масло трансмиссионное | Менять смазку. Заливать до контрольной пробки |
19 | Рессорные валики | Смазка УС-1 | Смазать шприцем |
20 | Осевой редуктор | Масло трансмиссионное | Менять смазку. Заливать до контрольной пробки |
21 | Буксы роликовые | Смазка 1-ЛЗ | Смазать шприцем |
22 | Ролики платформы | Смазка УС-1 | То же |
Монтажная подъемная вышка автодрезины ДМС
Рис. 8. Смазка механизмов и узлов монтажной вышки автодрезины ДМС.
Позиция на рисунке 8 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
1 | Каток опорный | Смазка УС-2 (л) | Поворачивать крышку масленки |
2 | Ось вращения верхней площадки | То же | То же |
3 | Подшипник поворотного устройства | » | » |
4 | Ролик направляющий | » | Наносить кистью |
5 | Подшипник упорный | » | Набивать смазку в колпак |
6 | Винт подъемный | Смазка УС-1 | Смазывать перед началом работы |
7 | Гайка подъемного винта и гайка дублирующая | То же | То же |
8 | Вал отбора мощности | Смазка универсальная УС-2 (л) | Смазывать шприцем |
9 | Редуктор червячный | Масло трансмиссионное ТАП-10 | Смена смазки. Заливать до контрольной пробки |
Грузоподъемный кран автодрезины АГМу
Рис. 9. Смазка механизмов и узлов грузоподъемного крана автодрезины АГМу.
Позиция на рисунке 9 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
1, 7, 12 | Ось нижнего блока, ось верхнего блока, блока крюка | Смазка универсальная УС-2 | Смазывать шприцем до выдавливания свежей смазки |
2, 3 | Втулка цепного колеса, валик шестерни привода | То же | То же |
4 | Трос грузовой | Смазка ИК | Смазывать кистью |
5, 15 | Верхний подшипник, концевой ролик | Смазка универсальная УС-2 | Смазывать шприцем до выдавливания свежей смазки |
6 | Шестерни и подшипники | Смазка универсальная УС-1 | Смазывать кистью |
8, 9 | Кулачок тормозных колодок, ролик направляющий | ТАП-10 в районах Крайнего Севера, ТАП-15 в остальных | Наносить из масленки по 5–8 капель |
10, 11 | Вал тормозных колодок, роликовый подшипник нижний | Смазка универсальная УС-2 | Смазывать шприцем до выдавливания свежей смазки |
13 | Блоки тележки | То же | То же |
14 | Катки тележки | » | » |
Вертикальный котлованокопатель и устройство механической очистки гололеда (МОГ)
Рис. 10. Смазка механизмов и узлов вертикального котлованокопателя.
Рис. 11. Смазка механизмов и узлов устройства механической очистки гололеда (МОГ).
Позиция на рисунках 10 и 11 | Механизм, узел | Смазочный материал | Указания по выполнению смазки |
---|---|---|---|
1 | Редукторы | Автол № 18 | Наливать через фильтр |
2 | Блоки | Универсальная смазка (солидол жировой) | До появления свежей смазки |
3 | Подшипники | ||
4 | Поворотное устройство | ||
5 | Ролики | ||
6 | Канаты | Канатная мазь | Смазать кистью тонким слоем |
7 | Конический редуктор | Масло трансмиссионное (нигрол) | Добавлять периодически |
5 | Подшипники | Смазка 1-13 жировая | До появления свежей смазки |
9 | Цепная передача | То же | Смазать кистью тонким слоем |